Видеоинформ  
Наследие
 Досье   Дизайн   Проект  

назад в раздел Наследие

Архитектура и искусство: национальный вопрос

07.06.2011
Текст: Алена Романцова
В истории любой страны были периоды подъема национального самосознания. Это означало осознание народом связи со своими национальными корнями, признание самобытного характера родной культуры, языка, менталитета. В генеральной линии развития России на сегодняшний день этого осознания нет, а ведь оно необходимо для сохранения народа.

Троице-Сергиевая Лавра, трапезная и Михеевская церковь, Сергиев Посад, 1686-1692 гг.




Храм Покрова в Филях




Теремной дворец, Кремль, Москва, XVII в.




Покровский собор, Москва 1672г.




Собор 12 Апостолов Серебрянная чаша и кубок XVII в.




Московский Кремль, Спасская башня, 1680 г.




Фрагмент царских врат иконостаса. Ярославль. 1650 г.



В некоторых учебниках по культурологии история развития древнерусского искусства обрывается в конце XVI века и получает продолжение только через сто лет, когда на престол приходит Петр I. В других это странное «белое пятно», XVII век, раскрывается как переходное время развития России, незначительное и неинтересное. В третьих же источниках соответствующий период является одним из самых красочных и важных в истории русской культуры. В чем же причина загадочных метаний и что хранит в себе это время?
В архиве литературы и искусства в Санкт-Петербурге хранится анкета из дома сестер Шредер, заполненная Н.К.Рерихом, известным художником, археологом, искусствоведом, писателем. На вопрос «Какой политический лидер вам не нравится больше всего?» он ответил: «Петр I». И пояснил, что из-за него на Руси началась гибель самобытного. В конце XIX века, начале XX среди русской интеллигенции такое мнение было распространенным. В это время Россия делает скачок в развитии: начинается необычайный экономический подъем, совершенствуется железнодорожный и водный транспорт, возрастает объем внешней торговли, создается Государственный банк. Меняется и общественно-политическая ситуация – идет рост национального самосознания, принимает остроту проблема выбора пути России (капиталистического-западного или своего собственного). Внимание интеллигенции сосредотачивается на вопросах самоопределения, поиске национальных корней. На этой почве в литературе и искусстве возникает дискуссия по поводу ценности культуры XVII века, участники которой делились на различные течения. Так славянофилы отмечали важное значение этого времени и называли его ренессансом русской культуры, а западники умаляли достоинства периода и называли его переходным. Несмотря на это, многие образованные люди начала XX века обратили свое внимание на национальные ценности, стали изучать истоки развития русской культуры. Например, много таких работ у занимавшихся изучением русского орнамента искусствоведа В. Стасова и архитектора И. Ропета. Последний создал множество архитектурных проектов на этой основе в «неорусском стиле». Появлялись и целые энциклопедии, посвященные исследованию данного периода.
Во второй пловине XVII века Россия переживала большой экономический и культурный подъем. Предпосылкой стало объединение русских земель Иваном Грозным. В начале века формируется ополчение для освобождения России от польско-шведской интервенции, во главе которого встают Кузьма Минин и князь Пожарский. Угроза иностранного завоевания России сплотила все патриотические силы в стране. В 1612 г. происходит сражение с поляками, они капитулируют и освобождают Москву. Преодолевается смутное время, на престол возводится Михаил Федорович Романов, начинается правление русской династии Романовых. В России происходит слияние всех областей и княжеств в целое государство с едиными законами. Развитие сельского хозяйства и мануфактур приводит к бурному развитию торговли. Складываются ярмарки в Москве, Ирбитске, Архангельске, Макарьевске, налаживается регулирование внешней торговли.
К концу века государство достигло такого уровня развития, что за последнюю четверть XVII столетия в России было построено больше каменных палат и церквей, чем за всю историю Руси. Главную роль сыграло то, что заказчиками построек на тот момент стали купцы, хранители традиционной русской культуры, тогда как дворяне были ориентированы на европейское искусство. Купцы стали богаче и оплачивали возведение палат и церквей. Инициатива шла «снизу», поэтому на первый план вышли национальные традиции, которые складывались веками. Что это было время подъема древнерусской живописи и искусства, считали такие ученые, как Ф. Буслаев, Г. Филимонов, Н. Покровский. Одной из важных черт искусства XVII в. была его подлинная декоративность. В ней проявились богатейшие традиции народного творчества, его оптимизм, его глубокая жизненная основа. Декоративность проявлялась во всем: в оформлении сооружений, в планировке монастырских ансамблей, в своеобразии стенных росписей, в изделиях прикладного искусства, которые поражают богатством выдумки и изощренностью украшений и орнамента.
В этом столетии стали востребованы традиции деревянного зодчества, которые перешли и в каменное строительство. Например, на храмах такая древняя деревянная конструкция, как шатер, возникла еще до христианизации и связана с древним верованием. Некоторые сохранившиеся образцы врат иконостаса этих храмов имеют древнеславянскую символику – изображения солнца, луны и рук вдоль створок. Со временем шатер как архитектурная конструкция был вынесен за пределы храма, шатровыми стали делать колокольни. Мотивы, формы и орнаменты из быта, одежды, тех же вологодских кружев также пришли в архитектуру.
В XVII веке архитектура развивалась бурно и в самых разнообразных формах, из которых сложились четыре самых востребованных стиля. «Русское узорочье» в XVII веке был самым востребованным стилем, который использовался в храмовом строительстве. При помощи майолики (керамики), разноцветной черепицы и разнотонного кирпича создавали различные узоры и рельефы. Сюжеты всегда были самые замысловатые, к простоте русские зодчие не стремились.
Были популярны и два других стиля: «великокняжеский» и «русское барокко». В названии последнего иностранное слово «барокко» не должно вводить в заблуждение, это лишь условный термин, ключевое слово здесь – русское. Те элементы, орнаменты, которые перекликались с европейской архитектурой, использовались только как украшение в контексте русской культуры. Этот стиль – форма адаптации веяний Европы, яркий пример того, что в XVII веке национальное своеобразие искусства сохранялось неизменным. Истоки «великокняжеского» стиля уходят в давние русские традиции постройки купеческих домов, к которым прибавилась роскошь и репрезентативность в орнаментальном убранстве.
Сохранялся и «византийский» стиль, который пришел в Россию вместе с христианством. По его канонам была построена София Киевская на фундаменте Храма Лады.
На сегодняшний день сотни храмов в Московской, Ленинградской области и по всей России являются памятниками архитектуры XVII века. Среди выдающихся зодчих этого времени важно назвать Антипа Константинова, мастера русского шатрового храмового типа, Павла Сидоровича Потехина, с именем которого связан расцвет в России «узорочья», а также зачинателя в архитектуре «русского барокко» – Терентия Макарова.
В этот период многие более ранние храмы были перестроены. Так, например, на Красной площади в Москве на месте Собора Василия Блаженного стоял Храм Покрова Богородицы в «византийском» стиле. В XVII веке он был перестроен и оформлен в исконно русских традициях.
Сам Кремль изначально был всего-навсего инженерным оборонительным сооружением, в конце XVII века к нему были надстроены башни, которые сделали его архитектурным произведением. Эти башни повлияли на новую архитектуру «русского» и «неорусского» стилей, которая формировалась в конце XIX начале XX века, именно на их образы ориентировались зодчие, когда проектировали дома, общественные здания, храмы. В этом стиле строились павильоны для ярмарок, по его канонам возведен Государев собор Петра и Павла в Царском селе.
Термин «русский» или «неорусский стиль» появился во второй половине XIX века, он обозначал духовные искания художников, творческих людей в самобытности, в русской архитектуре и прикладном искусстве древней Руси. Мастера «неорусского стиля» Апполинарий и Виктор Васнецовы, Иван Билибин, Борис Зворыкин и другие известные русские художники вдохновлялись национальной идеей, основывали свое творчество на традициях русского искусства – архитектуры, декоративно-прикладного искусства, народного творчества, лубка, вывески.
Сюжеты и образы своих произведений они искали в фольклоре, в русских сказках, былинах, песнях. Персонажами произведений становились исторические личности и фольклорные герои. Выражая патриотическую идею, они приобрели особое значение в годы Первой мировой войны. Среди них – Дмитрий Донской, Ермак Тимофеевич, покровитель воинства Георгий Победоносец. В рамках этой военной тематики стала актуальна и разнообразная символика в виде старинных воинских атрибутов – шлемов, кольчуг, щитов.
Но вернемся к XVII веку. Характерной особенностью этого периода было проникновение художественного творчества во все сферы бытия – общественную, государственную и частную жизнь. «В столице, как и в богатых торгово-промышленных городах Поволжья, в далеких северных крестьянских погостах или во вновь построенных городах Сибири произведения живописи были повсюду неотъемлемой частью быта в виде монументально-декоративных росписей дворцов и храмов, иконостасов, икон миниатюрного письма, иллюстрированных рукописей, – пишет М. Брюсова в своем труде «Русская живопись XVII века» – Главное место в этом кругу принадлежит величественным ансамблям стенописи. Сейчас невозможно представить себе стены храмов Московского Кремля, городов Ярославля, Костромы или Вологды без их удивительных фресок».
В иконописи тогда был своеобразный подъем: художники отошли от ранних византийских традиций и привнесли много русских мотивов в произведения. Применение русского узорочья превратило иконы в настоящие произведения ювелирного искусства, они были богато орнаментированы с использованием серебра и золота. Писались тогда и парсунные портреты, где изображали не только членов великокняжеской семьи, но и менее знатных людей. Они также были исполнены в иконописной традиции с использованием орнамента, узорчатого фона.
Наша культура всегда притягивала к себе внимание иностранцев, в западной литературе сложился целый пласт произведений, где отражены впечатления путешественников, побывавших в России. Хаос, бурный необузданный взрыв воображения – так отзывались они о Соборе Василия Блаженного.
В допетровскую эпоху Россия, в свою очередь, тоже не была замкнутым государством, богатые люди отправляли своих сыновей обучаться за рубеж. В европейской литературе очень много описаний этих огромного роста мужиков, у которых борода была «лопатой», собольи шубы с пуговицами из драгоценных металлов, украшенные каменьями. Выглядели они среди иностранцев экзотически, но не торопились меняться. Они получали образование, торговали, но какими приезжали, такими и уезжали.
Также и явления в искусстве, если и перенимались в то время, то только частично и использовались в контексте русских традиций. Формы, мотивы и каноны полностью не копировались, как это было сделано при Петр I. Если посмотреть на его реформы с точки зрения интеллигенции начала XX века, ратовавшей за возрождение русских традиций в искусстве, то они были просто национальной катастрофой. В период строительства Петербурга император во всем государстве запретил каменное строительство. За это время вымерли целые династии зодчих, ведь император приглашал архитекторов из-за рубежа, которые зачастую ими и не являлись. Например, главный придворный архитектор Доменико Андреа Трезини был инженером. При Петре русская архитектура и вся культура стала развиваться в рамках общеевропейских художественных стилей. В строительстве стали использовать ордер, то есть проектировку по четкому конструктивному порядку. Стены украшали картинами, написанными в новой реалистичной манере, своды расписывали под мрамор. Национальные, исконно русские традиции в искусстве перестали быть востребованными, они канули в лету, став лишь историей.
И сегодня национальные ценности, русские мотивы на задворках, что проявляется во всех сферах. Например, незадолго до революции Петербург был переименован в Петроград, немецкое название русифицировали. Сейчас вернули не русское, а опять же онемеченное название, что говорит о многом. Современное искусство, быт, работа, да и вообще вся жизнь русского человека стала реализацией ценностей различных культур, но только не русской. Современные архитекторы и художники даже не пытаются возвратить национальные традиции в свои произведения. Улицы наших городов пестрят вывесками на иностранных языках, памятники архитектуры взрываются для освобождения места под «бизнес-центры», нашу милицию делают полицией…
Найти самих себя, свой русский внутренний мир, свою богатейшую культуру, стать Иванами, вспомнившими родство, – вот тот путь, который приведет Россию к процветанию.






(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна