Видеоинформ   Наследие   Досье  
Дизайн
 Проект  

назад в раздел Дизайн

Патриция Уркиола (Patricia Urquiola). Особый характер каждой вещи

10.03.2011
Анжелика Кузьмина
Патрисия Уркиола родилась в 1961 году на северо-западе Пиренейского полуострова, в испанском городе Овьедо. В жилах ее перемешались кровь басков и астурийцев, что наложило отпечаток не только на характер, но и на творчество дизайнера.





















Желание стать архитектором появилась еще в детстве и, видимо, досталась ей в наследство от отца. Он всю жизнь мечтал стать архитектором. В семье всегда интересовались архитектурой и дизайном интерьеров. Уже в двенадцатилетнем возрасте Патрисия точно знала, что ее будущее будет связано с архитектурой и дизайном. А это означало, что придется переехать из родного Овьедо в Мадрид или Барселону.
Сначала Патрисия изучала архитектуру в Мадриде, а потом продолжила образование в Италии, где окончила Миланский Политехнический институт. Ее научным руководителем стал знаменитый Акилле Кастильоне. Именно он убедил Патрисию в том, что дизайн не менее привлекателен, чем проектирование строений, и дает больше простора для творчества. Под его руководством Патрисия осознала, что можно сделать изящными и изысканными вещи, к которым мы привыкли в повседневной жизни: лампу, диван, нож…
С 1989 года она начинает работать под руководством Акилле Кастильони, в том числе помогая на организованных совместно с Эухенио Беттинелли курсах, как в Милане, так и в Париже. Самостоятельная дизайнерская деятельность Патрисии начинается с 1991 года. Тогда она возглавила офис разработки продукта компании De Padova, занимающейся выпуском мебели.
Именно тогда вместе с Вико Маджистретти она разрабатывает свои первые предметы мебели. Это был важный опыт для нее, как признавала позднее сама дизайнер. И уже в первых работах Патрисии проявилось ее представление о том, каким должен быть дизайн: строгим, но элегантным, простым, но изысканным.
Спустя два года Патрисия совместно с двумя своими друзьями открывает студию, которая занималась оформлением интерьеров, выставочных залов и ресторанов. В 1996 году она стала менеджером Лиссони — ассоциации дизайнеров.
Собственная студия появилась у Патрисии в 2001 году. Именно студия и стала тем местом, где полностью раскрылись талант и творческая индивидуальность дизайнера. Работая индивидуально, основное внимание она уделяла дизайну продуктов, интерьерам архитектурных сооружений. Самую большую известность ей принесли многочисленные разработки для Moroso.
Работая над проектами, Патрисия умеет прислушиваться к пожеланиям заказчика, учесть особенности компании, подчеркнув их индивидуальность и неповторимость. В настоящее время Патрисия — лауреат многих международных наград в области дизайна, автор известных работ для компаний B& B, Moroso, Alessi, Driade, Foscarini, Kartell, Flos, Molteni, Aelano и других.
Каждый из своих проектов, над которыми Патрисия работает, она считает лучшим. Вероятно, именно поэтому каждая ее работа получается такой завершенной, изысканно лаконичной и обладающей собственным стилем.
Создаваемую Патрисией Уркиолой мебель описать одним-двумя словами сложно, как и определить какой она может быть: она не может быть ни экстравагантной или подчёркнуто сексуальной, ни потрепанной или брутальной, ни излишне утончённой или рафинированной. Она не соответствует какому-либо конкретному стилю, не заявляет о себе во весь голос. Зато она отличается продуманностью, вплоть до мелочей, осознанным контекстом и отменным качеством. Каждая вещь создает ощущение комфорта и домашнего уюта. При этом каждая из них сугубо индивидуальна и обладает собственным характером.
Прежде чем создать предмет, Патрисия представляет, где именно он будет находиться и как он будет использоваться. Поэтому каждая созданная ею вещь привлекает к себе внимание и вызывает любопытство своей особенной элегантностью.
Творчество Патрисии Уркиолы отличает не только поиск новых решений и оригинальный подход к традиционным вещам, но и умение заставить поверить производителей в ее идею. Например, традиционный обеденный стул отличает от классического особая мягкость форм, уютная обивка в сочетании с комфортными изгибами. При этом Патрисия убеждает производителей расширить границы их возможностей. Производящие компании знают, как производить, а задача дизайнера, по ее мнению, убедить их в том, что надо выходить за границы производства традиционных и стандартных вещей.
Удивительное чутье на материалы — еще одна отличительная черта творчества испанского дизайнера. Каждый раз, выбирая неожиданный материал для обивки мебели или другого покрытия, она угадывает желания потребителей. При этом предпочтение отдает материалам синтетическим, отличающимся высокотехнологичным производством. Например, ее лампа Baque для Foscarini выполнена из стальной промышленной сетки, которую окунули в силикон.
Патрисия не боится изготавливать прозрачные вещи, но не особо жалует стеклянные изделия, предпочитая заменять их другими материалами. Например, коллекция Landscape, изготовленная для немецкой фабрики Rosenthal, позволяет во всей полноте проявить красоту высококачественного фарфора, отличительной характеристикой которого является прозрачность. Рельефные узоры вырываются поперек края, изменяя его форму, покрывая всю поверхность либо только часть изделия.
Еще одна особенность ее творчества в том, что она подходит к дизайну вещей не самих по себе, а как неотъемлемой части интерьера. При этом общий дизайн должен быть светлым и простым, каждая вещь должна быть размещена так, чтобы создавать ощущение полной гармонии. Человек должен ощущать себя в интерьере так, чтобы не хотелось из него уходить, а в отсутствие человека вещи не должны создавать ощущение пустоты.
Патрисия Уркиола не боиться создавать нестандартные вещи. Например, в 2002 году среди ее коллекции мягкой мебели для Moroso было кресло Фьорд. Оно напоминает своим видом очертания гор, при этом получилось оно весьма удобным.
Однако в традиционном положении, которое мы занимаем в обычном кресле, в кресле Фьорд не будет удобно. Надо обязательно принять ассиметричную позу, чтобы опереться на расположенную сбоку спинку. Кресло обладает всего одним подлокотником, именно это и определяет нестандартную манеру его использования, привлекающую своей особенной расслабленностью.
Каждая новая коллекция дизайнера привлекает своей неординарностью и пользуется огромным успехом. Однако, как признает сама Патрисия, она все время в поиске. Дизайнеру сложно однозначно ответить на вопрос, чем именно она будет заниматься в дальнейшем. Главное — чтобы это было интересно. Активная творческая жизнь нисколько не мешает ей оставаться женщиной, любить и быть любимой.

Источник: www.djournal.com.ua






(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна