АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, ПОСТМОДЕРН и прочее.
(материал к инсценировке)

1/ Приступим.

Уже несколько лет тема (актуальное искусство, постмодерн и т.п.) не оставляет меня. Эти сводные записки - попытка хоть как-то собрать вместе всё, что попадалось на глаза и вызывало положительную реакцию автора. Плюс попытки добавить какие-то свои трактовки, объяснения.
Кому эти записки могут быть интересны? Таким же наивным людям, как автор, который повторяет за своей покойной матерью: "Всё-таки, там наверху что-то есть ...". И это несмотря на присущее нам со школьной скамьи материалистическое мировоззрение. Нам остаётся только просматривать в сотый раз репродукции титанов Возрождения - "Сотворение мира", "Мадонна с младенцем" etc. И мысленно в сотый раз повторять: "О чём говорить?! Это же гений!"
Потому что для человека нигилистического склада, забывшего дорогу в Храм, Искусство - это высший суд, это последняя гавань человека, заранее готового на скрытую или явную подлянку со сторону и ближнего и дальнего. Но в самой глубине души этого скептика всё-таки теплится сла-а-а-а-бенькая надежда: но ведь бывают же нормальные мужики (про женщин или - ничего, или - только хорошее).
А как же относиться к тому, что называют актуальным, суперсовременным искусством, которое порой такие фортели выписывает, что только держись.


2/ Поехали.
П О С Т М О Д Е Р Н _ В К Л А Д _ Н О В О С И Б И Р С К А

Это картина некоего западного художника, которая летом 2005-го года продефилировала на показанной выше колясочке в славном городе Новосибирске от здания Художественной галереи до Оперного театра - визитной карточки города. То-есть, художнику предложили вместо банальной выставки картин в галерее авангардную акцию открытой городской демонстрации картин путём прокатывания их на подручных средствах.
Это всего лишь одна из косого десятка картин, которые проследовали тем же маршрутом. Фамилию то ли чешского, то ли словацкого художника приводить нет желания. Художнику очень уютно представить себе женщину в виде этакой резиновой куклы, из которой можно равномерно поливать всё, что от неё впереди и сзади находится. Забавно, не правда ли? Какая бездна вкуса и остроумия! Но это только цветочки. Дальше пойдут наскоки на серп и молот – герб СССР. И всё та же бездна выдумки и вкуса.

Ба, так маэстро изобразил здесь наш Новосибирский Оперный, его «купол чопорный» (А.Маковский). Спасибо, почтеннейший, спасибо. Я, как говорится, потроган. В полном смысле, - потроган. Так, что хочется отряхнуться, сбросить с себя нечто липкое. Потому как, если мы живём в России и по привычке костерим туповатый царизм, близорукую советскую власть, Ельцина, Гайдара, Путина, Грефа …, то мне это как-то фиолетово. Но если чужак насмехается над советскими гербами, днём Победы (в текст этого материала фотография-издевка над днём Победы не включена) , то извините! – хочется этому не просто ПРОТИВОРЕЧИТЬ, не ПРОТИВОБОЛТАТЬ, а П Р О Т И В О Д Е Й С Т В О В А Т Ь.
А теперь самое главное. Как этому противодействовать?
Прежде всего, надо определиться, с чем мы имеем дело, что это за манера живописи? Нет ли здесь переклички с пресловутым постмодернизмом? И тут самое время пусть поверхностно, пусть дилетантски, но основные моменты ПОСТМОДЕРНИЗМА обозначить.


3/ основные моменты ПОСТМОДЕРНИЗМА.

Приведём текст моей заметки о постмодернизме («Известия», 27 апреля 2004):


Страна развитого постмодернизма.
Начало 90-х. Времена меняются. Модным словом в литературной и иной критике становится "постмодернизм". Что это такое, никто не пытался объяснить, но суть была понятна.
Ни к чему не относиться серьезно. Не искать истины и совершенства. Не стремиться к недостижимому. Все возможное уже состоялось в истории и в культуре человечества. Повторять. Варьировать. Быть искушенным. Романтическая искренность интонации - смешна. Откровение - отталкивает и пугает. Займемся низанием бисера, плетением завитушек из фраз. Будем сами себя раскручивать.
Поэзия - не духовный подвиг, а "бизнес". Поэт (художник) - не пророк и мученик, а человек, который "сделал себя сам". Постмодерн низводит творчество до постоянного перепева и стеба над культурными достижениями предшествующих эпох.
Эпоха постмодерна - это когда все переворачивается. Когда в КВН пародируют пародистов. Когда в шоу более трех недель видишь одни и те же слоняющиеся, обалдевшие от оплаченного безделья физиономии двадцатилетних парней и девушек, каждый из которых жаждет выиграть 12 кг золота. Как и кого надо объегорить, чтобы выхватить этот клад, не совсем понятно, но это и не суть важно, потому как чужое дело - не наше дело.
Суета сует.
Это эпоха постмодерна. Все уже было, нет ничего нового, остается только цитировать определенный набор авторов, ну, может быть, чуть-чуть искажая первоисточник.
Известный американский критик Ихаб Хассан, давая одну из самых четких характеристик постмодерна, называет ряд его признаков: фрагментарность; поверхностность, отсутствие психологических и символических глубин; положительная ирония, утверждающая плюралистическую вселенную; смешение жанров, высокого и низкого; театральность, работа на публику, обязательный учет аудитории.
Любой порядок, общность, сознательное творческое усилие отвергаются человеком постмодерна как насилие, репрессия, от которых он стремится освободиться. Вам нравится жить в эпоху постмодернизма?


Ну, и, пожалуй, ещё два-три абзаца добавим:
Всё уже было - сюжеты, тексты, образы, приёмы. Творить можно, только компилируя известное. Мастерство состоит в том, чтобы извлечь из культурной копилки то, что сейчас уместно в данном контексте.
Эпоха постмодерна любит играть, издёвка - одна из форм игры. Посмотрите ещё раз на каждую из трёх картин словацкого художника - Фонтан, Серп и молот над Оперным театром, День победы, - разве они не 100%-ая издёвка?!
В пределе реальность обессмысливается, исчезает. Реален некий гипертекст или поток видеоинформации с телеэкрана, устремляющийся в наши жилища. Этот ежедневный поток и есть сама эпоха ПостМодерна. В результате мы не способны понять (решить), в чём заключаются существенные долговременные ценности.
А значит, - была Победа или не было Победы 50 лет тому назад? – какая разница? Для постмодерниста что в лоб, что по лбу. Всё равно малахольный Гитлер был обречён и т.д.


4/ Надо показать.

Надо показать постмодернистский привкус на примере этого стихотворения В.Емелина:

То ли бабочка крылья раскрыла,
То ли волк пробежал за кустом.
Ты отдай меня, мама, в дебилы,
На прощанье огрей утюгом.
По широкому снежному полю
Я пойду босиком, налегке.
Пусть заходит за шарики ролик,
Пусть сдвигаются фазы в башке.
А за полем, за лесом, за речкой
Сикось-накось избушка стоит.
Там лежит, угорая, на печке
Совершенно безмозглый старик.
День и ночь буду дедушку слушать,
И ни в чем не перечить ему.
А помрет - помяну его душу,
Закопаю и печку займу

Автор косит под Иванушку-дурачка в Российской глубинке и у него это неплохо получается. Вспомним, смешение жанров, работа на публику, как один из приёмов постмодернистской обработки материала.


5/ Чем же опасен постмодернистский привкус?

Да просто тем, что актуальный художник, который взял на вооружение постмодернистские приёмы игры со зрителем (издёвку и дураковаляние), не только что не заслуживает доверия и внимания почтеннейшей публики, а вызывает презрение и жалость. А как же тогда быть с положением: «Искусство - это высший суд, это последняя гавань современного человека …»?
А никак. Современный актуальный художник готов всё сделать для того, чтобы вписаться в современную рыночную экономику. В таком случае нам остаётся искать тех художников, которые ещё не продались. И чьи вещи нас по-настоящему радуют или печалят.


6/ С другой стороны

С другой стороны начало постмодернизма, собственно, исходит от Пушкинского «Онегина»: «балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». Переходя на наш предмет разговора – весь этот стандартный джентельменский набор от живописи с её академизмом, романтизмом, реализмом, сюрреализмом, модернизмом заканчивается чёрным квадратом Малевича. И только постмодернизм в пассивном виде (коллаж, инсталляция) или активном виде (перформанс, актуализация,…) - способен удовлетворить художественные запросы современного человека. Всё, кроме постмодернизма, заслуживает в лучшем случае на место в музее. И действительно, вот какой-нибудь навороченный Пикассо...

Ну, и что? Разве его место не в музее?
А как вам такие единицы показа на Московской биеннале 2005 года, как волчий вой на одной из станций Московского метро в виде sound-action, или световая запись любого посетителя на стенке многоэтажного дома. Вот это я понимаю! Или видеоинсталляция переворачивающегося в гробу Ленина. Какие-то статические висящие на стенах выставки размалёванные полотна и до жути натуральный оживший вождь пролетариата – почувствуйте разницу!
Этот материал можно рассматривать, как приглашение к разговору, который необходим и зрителю и актуальному художнику.
Л.Лисинкер
Новосибирск
lisinkerls(at)mail.ru


Ответить...

Ваше имя :
Ваш  mail :

Ваш ответ :


Напишите словом: сколько будет 1 плюс 4 ?


Обсуждения...

09.08.2006, Nevajno :
Реакция на «национально-постмодернистский ответ»:
Собственно, всё очень просто. Интеллегентность сегодня – это музейная редкость. Но надо пробовать работать с людьми, и, глядишь, - какой-нибудь формат окажется жиз-ненным. Ниже описание одного из форматов:
Помнится, Лев Толстой в романе «Война и мир» писал о том, что плохие люди очень легко сбиваются в стаи? Так что у хороших людей просто нет выбора. Чтобы выжить, надо снова и снова находить алгоритм объединения, на пути к которому и родились эти путаные заметки.
Алгоритм объединения хороших людей, - это реально?
Моё предложение эскизно сводится к практике эмоционально-интеллектуальной раз-рядки. В рамках 40-а минутного сеанса готовятся три-четыре песни вживую. Песни входят в ткань заранее подготовленного сценария. На экране воспроизводятся слова песен, произ-ведения живописи ассоциативно созвучные песням. Сценарий пишется с расчетом на соучастие аудитории, в чём и будет состоять разрядка. Один из элементов соучастия – общая песня в компании.
По ходу сеанса автор демонстрирует с помощью средств компьютерных технологий отобранный материал и предлагает - вот две /три-четыре/ песни, которые, заслуживают того, чтобы их пели в маленькой компании. И эти песни звучат здесь и сейчас вживую. На сегодня у автора есть несколько сценариев подобных сеансов в формате компьютерной презентации:

- Живопись как импульс
- Рождественская тема,
- Японские хокку и евразийские подражания
- Песни на Отклик.
- Постмодерн и Семейный поход на Алтай (2002)
- Лит. клуб «Нескучный сад» - заглянем в лукошко
- Магия поэзии О.Мандельштама
- Всё движется любовью.

Большинство из них прошли обкатку (2004-й, 2005-й, 2006 гг.) в гостиной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина и в компьютерном зале б-ки им. К.Маркса при небольшом скоп-лении народа. lisinkerls@mail.ru
05.08.2006, Nevajno :
Варваре. Ну вот. Это совсем другое дело. Нам и спорить не о чём. Почти под всеми Вашими абзацами готов подписаться. И про прикол хорошо и толково:
"Опять же - прикол и ирония.... Разве между ними есть знак равенства? Прикол - дело молодое, задорное, щенячье - в отсутствии или недавнем обретении какого-то знания, которым машут, как красной тряпкой перед носом у сверстников и прохожих. Ирония - удел зрелости, знаний и опыта. "
Но крестики не бросайте. Оно как-то надёжней. Рот фронт, comrade!
05.08.2006, Варвара, вся в трудах и заботах :
Зачем же, уважаемый, притягивать за уши к постмодернизму глобализацию и противопоставлять ему национальное самосознание? Постмодернизм, тогда когда он появился, а было ето, дай Бог вспомнить, где-то в конце 70х-начале 80х, всего-навсего явление в художественном мире, своего рода фронда, стремление освободиться от "тирании новизны" авангарда. Прямо по Паперному - пришел конец культуры 1, наступила культура 2. Повылазило снова фигуративное искусство, начали строчить литераторы и музыканты свои опусы с тонкими намеками и цитатными текстами -"для тех, кто понимает". В постмодернизме ведь главное-то вовсе не ирония, а то, что все стили и эпохи становятся равны, ломаются границы, отделяющие настоящее от прошлого. Ирония, причем тонкая ирония, делу не мешает, а только способствует. Опять же - прикол и ирония.... Разве между ними есть знак равенства? Прикол - дело молодое, задорное, щенячье - в отсутствии или недавнем обретении какого-то знания, которым машут, как красной тряпкой перед носом у сверстников и прохожих. Ирония - удел зрелости, знаний и опыта. И вовсе не обязательно, что постмодернизм "топчет" национальное - пожалуйста наполняй историческими реминисценциями - великорусскими, татарскими или чувашскими - только делай это талантливо. Тогда и будет "национальный" постмодернизм. Я, к сожалению, не смогу вот так слету назвать подобные произведения. И дело вовсе не в том, что их нет - есть наверняка. Дело в нескольких вещах:1(это личное). я не отношусь к искусствоведам, память у меня плохая , да и кругозор узкий - много ли за вышиванием крестиков увидишь?2 (и это уже серьезнее) -.есть небольшая проблема в возможной глубине копания постмодерниста, решившегося на "национальную струю", а также в национальном менталитете субъекта, в истории которого он копает. Если одни народы могут иронизровать над собой, то другие воспринимают это как ущемление собственного национального достоинства, так как шибко серьезные - от малочисленности, недавнем отрыве от родово-племенногос строя или неуверенности в своем "великом вкладе в мировую культуру", либо, напротив, от осознания особой историческо миссии. И то, и другое - не есть хорошо. Возьмите наших братьев по разуму - тех-же итальянцев. История страны в несколько тысяч лет дает устойчивый иммунитет к пресловутой глобализации сознания: они поголовно все - патриоты до мозга костей, причем не государства Италия, которому и двухсот лет нет, а собственной деревни или околотка. И при этом вся территория "сапога" - просто-таки "царство постмродернизма". Почему? Да потому, что есть где разгуляться по просторам времени и культуры. В Штатах истории не густо, да ведь и народ шутить над самим собой не любит, разве что над Казахстаном "приколоться" (скандальная церемония MTVс клоуном позорным, изображавшим казахского журналиста.... э... вот ведь имя-то его запамятовала... склерозница). И разница в юморе, например, английском (который выше пояса) и американском (который намоооого ниже) Американцы - ребята-то попроще европейцев, история их пожиже, потому и постмодернизм развивают на "чужом поле". Есть большая доля правды в том, что искусство во все времена политически как-то окрашено. Но это всегда лишь отражение происходящих процессов в обществе, обратное было верно лишь для времен русского авангарда. Так что неча на зеркало пенять, коли рожа крива. Что касается "мертвой и живой" воды - в этом что-то есть. Самое смешное, что есть и люди с полными ведрами этой "живой воды", только публика, как в день Иваны Купалы, шарахается: то "не доходчиво", то "национального" маловато, то еще какая скарлатина с поносом., или эти, непонятные, которые с ведрами, вдруг денег начинают просить на свои публикации, кина, концерты или выставки - для доходчивости народу.. Ну их.совсем..А реалити-шоу и прочая поп-бесовщина - к искусству относится как грязные носки к продуктам питания. Одна дама в кокошнике со стеклярусом про "ветку сереневу" , да про золотое кольцо, которое она сронила, другая в юбке "по нехочу" - про любов-морков на завалинке - это никакому постмодернизму и в страшном сне не приснится. Вот такой Вам от меня "национально-постмодернистский" ответ.
Прошу извинить за ошибки и опечатки - пишу от руки, так как малограмотная я , опяь же - цитатник не успела заготовить за рукоделием своим....День и ночь тружусь, аки пчела - детям на леденцы, мужу на селедку....
04.08.2006, Nevajno :
Очень сожалею, что Шнитке никогда не числился в моих любимых композиторах, а на художников современных Варвара-краса перстом не указала. А то, что её тянет вышивать крестиком, безусловно, достойно всяческих похвал. Однако, вернёмся к нашим баранам, то-бишь, – этюдам, заметкам на темы, связанные с постмодернизмом.
----------------------------------------
Прикольная идентичность
Задача современного человека в России - сохранить в меняющемся мире собственную идентичность.
Национальная идентичность предполагает, выражаясь по-старомодному, "любовь к отеческим гробам". И тут неизбежно столкновение с постмодернистским подходом, ко-торый основан на фундаментальном недоверии к традиционным объяснениям-оправданиям существующей истории, религии, культуры народа.
Главная черта мировоззрения постмодерниста - плюрализм, неопределенность, иро-ния и симуляция. То, что на подростковом уровне зовется "приколом". Современному приколисту-постмодернисту хоть подросткового, хоть преклонного возраста собствен-ная идентичность глубоко безразлична.
И вот тут вполне уместно вспомнить, что постмодернизм возник, заявил о себе во второй половине прошлого века, когда о глобализации экономики не говорил только ленивый. Движение знаний, услуг, товаров приобрело глобальный характер. Нечего и говорить, что вся развлекательная индустрия России в последние 20-30 лет находится под сильнейшим влиянием Западной культуры и активно пропагандирует Западные стандарты образа жизни, отдыха. Начиная с целой гаммы реалити-шоу, просто шоу и кончая океаном рок-музыки и попсы. Разумеется, полностью отгородиться от этого влияния не получится, но чуть умерить пропорции не мешало бы.
В связи с процессом глобализации аналитики высказывают серьёзные опасения, что Россия может быть втянута в воронку чужих цивилизаций, их интересов и ценностей. И в конечном итоге это может привести к утере главного атрибута суверенитета – националь-ной идентичности. Как же не вляпаться в эту самую воронку чужих цивилизаций?
Л.Лисинкер, Новосибирск.
/Очень интересный отклик пришел на заметку «Прикольная идентич-ность» из Пятигорска от предпринимателя А.Корсуновского/:
Вода живая и мертвая
Сегодня модно бояться глобализации. Инженер Л. Лисинкер ("Прикольная идентич-ность", Известия, 20.10.2004) предупреждает: глобализация приводит к утрате нацио-нальной идентичности.
По-моему, глобализация, как и всякий природный процесс, глубоко противоречива. Эта ее внутренняя напряженность и пробуждает ту энергию, которая позволяет охва-тить весь земной шар.
Глобализация - это "мертвая вода". Она сращивает разодранное религиозной, нацио-нальной и всеми другими видами розни тело человечества воедино.
Потом это сросшееся тело надо будет полить "живой водой", чтобы единое человече-ство воскресло для новой, светлой жизни. Что это за "живая вода"? Это Культура - та истинная, великая, высокая Культура, в которой одной синтезированы духовные богат-ства, выработанные человечеством. Культура - как единственное достояние и прибе-жище человека в наше бесчеловечное время.
Глобализация соединит мир воедино, а Красота спасет его.
А.Корсуновский, предприниматель, Пятигорск, barsenal@nm.ru
/ Сравнение Культуры и Глобализации с живой и мёртвой водой, по-моему, со-вершенно по-новому высветило проблемы современной России. Nevajno /
04.08.2006, Варвара :
Добавд., что в моих записках и прочих рукодельях вообще все очень органично смотрится, потому на посьтмодернизм припадаю (с детства)
04.08.2006, Варвара-коса, длинная краса :
Ну, возможно, во времена раннего Маяковского, возможно на Московских выставках и не было ничего существенного именно для "раннего Маяковского". Это его личное мнение, впрочем, как и автора сих записок про постмодернизм.
Если я начну указывать современные произведения постмодернизма, на которые мне хочется смотреть, смотреть и смотреть ( а так чже читать и слушать), то у меня веь трафик выйдет, и из графика вышивания крестиком выбьюсь (а это не токо успокаивает, но и на хлебушек колбасу кладет). Вы мне лучше про "актуального художника, взявшего в руки постмодернизм" проясните. Я так понимаю, что в эпоху постмодернизма всякий порядошный актуальный (а значит соответствуюющий времени) художник просто обязан взять его (постмодернизм) в руки. На то он и актуальный. А всякие там неактуальные авангардисты, традиционалисты, неоклассицисты и прочие любители березок могут и чем другим баловаться. Им это не возбраняется. Ибо это неактуально, но и то может быть востребовано неактуальным обществом типа маргинальных авангардистов, пенсионеров и прочих любителей самсонов и венер в пейзажах родных просторов.
По поводу наших почтенных художников-постмодернистов: могу конечно назвать пару фамилий, но боюсь не попасть в их личное самоопределение. Назову NN постмодернистом, а он вдруг искренне считает, что классик. Художника обидеть может каждый...
01.08.2006, Nevajno :
Варваре.
Вышивающей крестиками Варваре спешу сообщить, что её замечания пегли на почву. Очень органично смотрится Шнитке в её эмоциональной записке. Но почему бы Вам, Варвара-краса (я не переврал?!), не привести хотя бы одно-два творения наших почтенных художников-постмодернистов, которые на Вас воздействовали, которые Выас тянет пересматривать. Помните, у раннего Маяковского: "ходил по Московским выставкам. Ничего существенного. Ни разу не хотелось встать перед вещью и, может быть, любя, может - негодуя, СМОТРЕТЬ, СМОТРЕТЬ, СМОТРЕТЬ ..."
Я, собственно, об этом. Есть там существенное, или так - смеФуёчки и токо.
11.05.2006, Варвара :
опечатка: "да и показали на них чем постмодернизм вам так неприятен".
11.05.2006, Варвара-краса :
"Положительная ирония, утверждающая плюралистическую вселенную" - чем плохо? Просвещенная ирония лучше плоских шуток типа "питрасян". Стих понравился - оптимизьм так и преть. Приведенные произведения - шелуха, которой много и в других направлениях. Мало ли что кто сваял.... Не все же считать искусством, даже если ЭТО катают на колясочке с надписью Институт Гете. И при этом так пугаться. Тут без здорового встречного цинизма не обойтись. Да и нам ли отделять зерна от плевел. Лучше бы взяли Вы самые выдающиеся примеры постмодернистских произведений (любых - литература, искусство, кино, архитектура, музыка) да и показали на них чем модернизм вам так неприятен. Возьмем, например, Шнитке. Постмодернизм скрещенный с авангардом. Ой ли на потребу публике....?Может, канэшно, сам Шнитке и поспорил бы о стилистике своих тврений, я могу и ошибаться, так как не искусствовед, а искусствоед. Постмодернизм - для гурманов, способных различать ингридиенты. А значит знающих эти ингридиенты в натуральном, т.сзать, виде, в подлиннике. Чем плохо? Художественный акт,ак процесс, подменяющий результат - и даже в этом что-то есть. Вспомните, как порой процесс достижения результата нам дороже самого результата. Наример выпиливание лобзиком или вязание успокаивает.... Постмодернизм возвел это в ранг художественный. Почему нет? Еще вопрос. Вы как-то не определились с терминами. Постмодернизм и актуальное искусство - это одно и тоже или нет? Что вы имеете в виду под "актуальным художником"?
Разговор о постмодернизме, актуальном и современном искусстве мало кому необходим кроме искусствоведов - они этим занимаются профессионально ( т.е. за деньги). Зрителю, если он не владеет азбукой культуры, в постмодернстском произведении все равно мало что понятно, художник-постмодернист в этом и вовсе не нуждается - акт УЖЕ имел место и удовольствие УЖЕ получено. Пойду и я крестиком вышивать...


(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру

www.SibDESIGN.ru архитектура дизайн интерьеров проектирование дизайн интерьер в новосибирске