Почему в Новосибирске плохая архитектура?
Причина третья: профессионалы и отсутствие профессионализма

Статья Александр Ложкина
Журнал «Сибирская столица», №9 Продолжение. Начало в №6-8

Пытаться понять причину, почему в городе, именующем себя столицей Сибири, и претендующем на то, чтобы стать деловым и интеллектуальным центром Азиатской России, рождается архитектура уровня никак не столичного, но сугубо провинциального, невозможно, если не говорить о людях, занимающихся реальным проектированием, и людях, готовящих будущих проектировщиков. Местная архитектурная школа три года назад справила двойной юбилей: в 1989 году был организован Новосибирский архитектурный институт, ныне Архитектурно-художественная академия (НГАХА), единственный за Уралом специализированный ВУЗ подобного профиля, а за 80 лет до этого, в Томске, в Технологическом Институте, начали готовить архитекторов. Позже, в 1930-х гг., Сибирский строительный институт (Сибстрин), выделившийся из Технологического, переехал в Новосибирск, положив начало архитектурному образованию в нашем городе.

Много архитекторов, но мало архитектуры

 Новосибирск готовил архитекторов для обширной территории, включающей в себя Восточный Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Казахстан. Начиная с 1970-х, каждый год выпускалось до полутора сотен архитекторов, отправляющихся по распределению во многие города и поселки СССР.
Однако немалая часть выпускников ежегодно оседала в Новосибирске. А после того, как была отменена система распределения, в городе стало оставаться, наверное, свыше 90% выпускников. Таким образом, сегодня наш город занимает третье место в стране (после Москвы и Петербурга) по количеству людей с дипломом архитектора в кармане. В то же время, Новосибирск отнюдь не является чемпионом по строительству квадратных метров даже в рамках Сибирского федерального округа. Похоже, что наш город рекордсмен по количеству архитекторов, приходящихся на один построенный квадратный метр.
Для архитектора практика также важна, как и для хирурга. Архитектор набирается опыта лишь в процессе ежедневной работы, решая новые задачи. Проблемы с разными зданиями и стройплощадками также непохожи, как и разные пациенты со своими болячками. Увы, и хирурги и архитекторы учатся в основном на собственных ошибках. Одна из причин плохой современной архитектуры в Новосибирске – отсутствие должного опыта у проектантов. Если архитектор строит в год 2-3 здания – у него есть возможность профессионального развития. Если он разрабатывает один серьезный объект за период в 3-4 года – он пытается совместить в нем все идеи, придуманные им за несколько предыдущих лет. Получается эклектика, помноженная на незнание новых типологических требований и потребностей людей, которым предстоит пользоваться плодами творчества зодчего.
Первый выпуск НГАХА в 1990-м году совпал с жестким кризисом в стране, с фактической отменой системы распределения. Именно в 90-м закончил институт и я. Если конец предыдущего десятилетия был благодатным временем для архитекторов, когда предприятиям разрешили свободно тратить прибыль на капитальное строительство, и портфели заказов проектных институтов, кооперативов и новорожденных персональных творческих мастерских  ломились от заказов, то в начале 90-х ситуация очень серьезно поменялась. Будучи студентами, мы параллельно «халтурили», работая над реальными объектами  (в САКБ – студенческом архитектурно-конструкторском бюро Сибстрина, в первом негосударственном проектном бюро «Аврора» при Фонде Молодежной Инициативы, в архитектурных кооперативах и МЖК). Однако выйдя из стен института, оказались в новой реальности: в стране уже ничего не строилось и проектировщики были не нужны. Ввели систему лицензирования архитектурной деятельности и ограничительный ценз для обладания правом самостоятельной работы: прежде чем получить лицензию, молодой архитектор должен был отработать десять лет под надзором «старших товарищей».
Судьба моих однокурсников сложилась по-разному: один из нас стал руководителем крупного рекламного агентства, другой – чиновником районного масштаба, кто-то преподает в институте и в школах. Одну из однокурсниц я встретил несколько лет назад за окошком бензоколонки, большинство же из выпускников начала 1990-х зарабатывает на жизнь дизайном интерьеров (здесь лицензионные ограничения можно было легко обойти). Однако никто ни из моего выпуска, ни из выпуска, окончившего институт годом, двумя, тремя годами раньше, годом – пятью годами позже, никто из моего поколения выпускников-архитекторов не занимается «большим» проектированием в Новосибирске, не создает зданий для родного города и не разрабатывает для него градостроительных планов. Связь поколений в новосибирской архитектуре оборвана.
Новые поколения не обладают тем опытом, который есть у «стариков». Однако у них есть другое достоинство, которое многие представители старшего поколения склонны считать недостатком. Молодые люди более восприимчивы к новациям, склонны к изменениям всего и вся. У них нет опыта, но нет и груза ошибок. Лишь в столкновении и в синтезе идей, рождаемых разными поколениями, возможно развитие, в том числе развитие архитектуры.

Профессия и отсутствие профессионалов

В конце 80-х архитектура в СССР существовала в рамках стройно выстроенной системы, и была частью развитого, но неразвивающегося строительного комплекса. При Брежневе строительство и архитектура оказались тем элементом социализма, на котором было принято экономить. Строительство разрешалось почти исключительно по типовым проектам, «пробить» индивидуальное архитектурное решение можно было лишь через постановление Госстроя, а то и Совмина республики. Жилые дома строились по методу крупнопанельного домостроения – способ относительно дешевый в условиях больших объемов строительства, но не дающий возможностей для модернизации и развития («прогрессивную 97-ю серию» панельных девятиэтажек  внедряли в Новосибирске почти 20 лет). Архитекторы оказались заложниками жестких и невариабельных строительных технологий, предписанных СНиПами и ГОСТами проектных решений, диктата строителей, отказывающихся выполнять нестандартные задачи и постоянно рационализировавших предложения архитекторов в сторону упрощения и удешевления.
Во всем мире есть две категории архитекторов. Крепкие профессионалы, хорошо знающие законы развития зодчества, нормативы и технологии, занимаются созданием или реконструкцией городской среды. Особо талантливые, выдающиеся (из общего среднего уровня) архитекторы работают, соответственно, над выдающимися зданиями. В СССР брежневского времени все было иначе. Выдающиеся архитекторы были вовсе не нужны, их заменила архитектурная номенклатура, вхождение в которую определялось не наличием или отсутствием таланта, а иными качествами. Что же касается «крепких профессионалов», то их задача была упрощена до минимума, и, в основном, сводилась к «привязке» к местности типовых проектных решений. «Выдающимися зданиями» занимались специальные проектные институты в Москве, такие, как ГИПРОтеатр и ЦНИИЭП зрелищных зданий, в которых «крепкие профессионалы» разрабатывали и «привязывали» для разных местностей одни и те же проекты театров, цирков и т.п. Провинциальной «архитектурной номенклатуре» дозволялось проектировать отдельные индивидуальные сооружения, такие, как обкомы КПСС и партийные гостиницы. И в советское время были построены неплохие здания, но строились они не благодаря,  а вопреки системе, господствовавшей в то время в «архитектурно-строительном комплексе». В таком вот жутковатом виде пришла профессия зодчего к эпохе перестройки, когда ограничения по типовому строительству были сняты, жесткие СНиПы отменены.

Свобода!

Когда на тебя накладывают путы, это несвобода. В несвободе жить просто: у тебя невелик выбор возможных действий, за тебя почти все решают, оставляя совсем небольшое пространство для маневра, ограничивая твою компетенцию. Но и ответственность ты несешь ровно в рамках  этой компетенции. В условиях свободы приходится и самому определять собственную компетенцию, и нести груз ответственности за принятые решения.
В условиях свободы архитектурного творчества стало очевидно, что проектировать по-прежнему уже невозможно. Стали доступны дефицитные ранее стройматериалы, изменился заказчик и его требования. В условиях свободы каждый волен почувствовать себя творцом, но каждый ли способен этому званию соответствовать? Архитекторы выплеснули на фасады все, что умели и знали. Беда, что умели они немногое.
С 30-х гг. ХХ века советская архитектура развивалась обособленно от мирового зодчества. После безумно интересного эксперимента конструктивизма 1925-32 гг., когда наши архитекторы впервые в русской истории были в авангарде всемирных процессов, отечественная школа проектирования развивалась в условиях  изоляционизма, ориентируясь на классические образцы, а не на опыт соседей. После хрущевского переворота в строительстве, проектировщики обратились к «прогрессивному опыту Запада» (я писал об этом в августовском номере). Начали издавать русский перевод французского журнала «Современная архитектура». Впрочем, весьма скоро, после становления брежневского комплекса стройиндустрии, журнал перестали переводить на русский, рассылая немногочисленным подписчикам плохую и неполную его ксерокопию.
Будучи студентом, я любил сидеть в ГПНТБ, листая подшивки «Architectural Digest», «Architectural Revue», «Japan Architect», и других. Увы, эти журналы были далеки от зачитанности, большинства из них до меня никто не листал. Сегодня ситуация стала только хуже. По данным редакции ведущего отечественного журнала «Проект Россия», в Новосибирске лишь три десятка архитекторов выписывают это издание, среди подписчиков нет имен местных зодчих, реально застраивающих наш город. Не получают новосибирские проектировщики и западные журналы. Мы привыкли жить в изоляции, полагаться на собственные силы и учиться на своих ошибках.
Архитекторы получили свободу, не обладая умением проектировать в условиях, отличных от условий тоталитарного «строительного комплекса». В 90-х родился новый стиль, благополучно существующий и сегодня. Если пытаться обозначить его по-научному, то имя ему будет «Постсоветская региональная (или регионализированная?) эклектика». Если же попытаться вычленить его корни...
Эклектика – это смешение стилей. В постсоветской эклектике были смикшированы типовые коробки брежневской эпохи, обрывки информации о европейском постмодернизме 80-х, местные образчики купеческой архитектуры начала ХХ века, отрывочные знания о классических архитектурных формах: всяких там антаблементах, фризах и карнизах, аттиках и фронтонах. Плоды этой мешанины знаний можно наглядно наблюдать на улицах родного города – последние десятилетие второго тысячелетия во множестве плодило подобных мутантов.

Кадры решают многое

Мне пришлось быть свидетелем того, как несколько лет назад на одной из выставок «Стройсиб» золотой медалью отметили заслуги известного новосибирского архитектора. После вручения награды, на банкете, он встал и сказал: «Я не ходил раньше на подобные выставки. Сегодня я пришел первый раз, и увидел, какую богатую палитру дали в руки нам – архитекторам. Но я не уверен, что мы готовы воспользоваться этой палитрой!» Это – честное признание.
Архитекторы, не знающие основ современного формообразования. Архитекторы, не знающие основ современной экономики. Архитекторы, не знающие современных материалов и конструкций. Архитекторы, не знающие, что такое цена земли, как осуществляются механизмы строительного инвестирования, архитекторы, умеющие лишь реализовывать «пожелания» заказчика. Это реалии сегодняшнего сибирского зодчества, мы сталкиваемся с проблемой некомпетентности специалистов, воспитанных советской проектной системой, и не умеющих вырваться из ее пут.
Беда еще и в том, что данная система склонна к самовоспроизводству. Студентов-архитекторов учат тому, что сами умеют. В итоге, из стен архитектурного института выходят зодчие, столь же не готовые к полноценному профессиональному существованию в сегодняшних реалиях, как и их профессора. И выйдя, начинают проектировать жутковатые входы в магазины, где нелогичная и иногда опасная конструкция обильно маскируется накладными элементами. И лишь то, что среди студентов и молодых архитекторов еще встречаются люди, умеющие и желающие самообразовываться, внушает кое-какой оптимизм.
В Москве ситуация похожая, и сегодня там активно обсуждается возможность создания независимой архитектурной школы – школы послевузовского образования, которая была бы филиалом одного из западных университетов, и давала бы, соответственно, образование западного качества. Но это значит, что креативные молодые архитекторы из Новосибирска и других сибирских городов будут уезжать в столицу, и, соответственно, оставаться там.
Архитектурная общественность «старого» поколения контролирует сегодня градостроительный совет Новосибирска. Усредненное «коллективное мнение» этого органа блокирует все градостроительные новации. Блокируется и проникновение в Новосибирск «чужих» архитекторов. После отмены диктата московских «специализированных» институтов, в городе не возникло ни одного значительного здания, которое было бы построено по проекту, выполненному иногородним, или, тем более, иностранным зодчим. Между тем, диффузия, взаимопроникновение и взаимообогащение культур – обязательный признак столичности.
Архитектура мирового уровня никогда не появится в Новосибирске, если мы, архитектурное сообщество, не откажемся от добровольно возведенного нами «железного занавеса». Политика культурного изоляционизма не может привести к рождению архитектурных шедевров.
Необходимо понять, что обретение «столичного» статуса означает полную свободу рынка проектирования. Архитектура Новосибирска является частью мировой архитектуры, и никакие ссылки на «региональность» и «особость» здесь неуместны.  Должны быть изменены принципиальные подходы к проектированию важнейших градостроительных узлов и значимых зданий: подобные проекты не могут реализовываться без конкурса; в жюри конкурса необходимо звать не местных «звезд», отдающих победу своим друзьям, но зодчих, авторитетных во всем мире. Необходимо, наконец, приглашать для проектирования западных специалистов.
Подобная реформа нужна и архитектурной школе. Самоограничения в получении и передаче студентам информации нелепы. Архитектурная школа должна давать, с одной стороны, полноценные знания о современной экономике строительства, о новейших материалах, о принципах работы конструкций. С другой стороны, следует более полно преподавать современную архитектуру, отказываясь от все того же, традиционного, идущего от сталинских времен культурного изоляционизма. Конечно, необходимо сохранить лучшее, что было в советском образовании. Но что более нужно современному зодчему – четыре года обучения классическому рисунку или полноценное владение компьютером? И еще. В архитектурном образовании очень важен факт личного общения с архитектурными звездами мирового уровня. Их приглашение в учебное заведение для чтения лекции стоит сравнительно недорого, но никто еще пока в Новосибирск не приезжал. А жаль!
Должно произойти изменение профессионального самосознания – и это одна из самых сложных проблем на пути Новосибирска к хорошей архитектуре. Пока удачные здания возникают в нашем городе не благодаря, а вопреки сложившейся системе общественных отношений. Не знаю, готова ли архитектурная общественность города к принятию мировых стандартов проектирования и образования, к свободной конкуренции по качественным критериям, к тому, чтобы создавать в Новосибирске архитектуру не только местечкового уровня...


Ответить...

Ваше имя :
Ваш  mail :

Ваш ответ :


Напишите словом: сколько будет 2 плюс 3 ?


Обсуждения...

04.09.2002,  :
Сибдизайн читают будущие члены ОСА, а "Власть" читает власть. Все равномерно охвачены. Как такой вариант доходчивости? А что не "Проекте-Сибирь"- жаль. Могли бы почитать еще и иногородние коллеги по несчастью. неЛожкин
04.09.2002,  :
Думаю, здесь есть свобода слова.
04.09.2002,  :
Подумайте.
04.09.2002,  :
А почему?
04.09.2002,  :
Я не знаю, что легче. Думаю, что надо делать и то, и то, и что-то еще. Почему я печатаю "Плохую архитектуру" в местном аналоге "Власти", а не в "Проекте Сибирь"? Почему я считаю необходимым публиковать ее на Сибдизайне? Почему один из следующих номеров "Проект Сибирь" будет посвящен теме "Архитектура и власть"? Одно не исключает другого. А.Л.
04.09.2002,  :
Ну опять же согласен! Я сказал кое-что по этому поводу для А.Б. на "шедеврах". Кроме того, написана уже следующая часть "Плохой архитектуры", она как раз про строителей, девелоперов, заказчиков, застройщиков... Не могу, правда, сказать, что она более оптимистична, чем предыдущие... А.Л.
04.09.2002,  :
Наше профессиональное сообщество разбито на части высокими иерархическими заборами. У него нет общей идеи и общих целей. Есть только декларации и декорации. Кроме того, непонятно, куда девать братьев - строителей? Наши они или нет? В общем, думаю, что выстраивать мостик между "партией" и "народом" будет легче, чем наладить взаимопонимание между "идеологами-парторгами". А.В.
04.09.2002,  :
Согласен. Хотя общественный контроль возможен лишь в условиях гражданского общества. И это лишь один из путей изменения ситуации. Другой - микрополитика, изменение ситуации внутри нашего профессионального сообщества. Это проще. А.Л.
04.09.2002,  :
Мне кажется, что мы от образования вышли на несколько иную, но важную тему. Может ли кто-то или что-то контролировать нашу строительную индустрию в сфере формирования так называемого облика города. Все мы живем в этом городе как в одной большой квартире. «Расстановкой мебели» занимаются вроде бы как лучшие выходцы из народа - академики, профессоры, заслуженные архитекторы , залуженные строители и д. и т.п. Теперь возникает вопрос - а их то, честь им и слава, кто контролирует? Толоконский? Дак он же не специалист. Депутатов - архитекторов тоже не видать. Журналистов -архитекторов тоже пока нет. Вроде бы должен как-то народ их контролировать. А как? А как бы никак. Вот есть представитель народа - критик Ложкин. Ну и что? Пусть критикует до упаду. Он ведь не контролирует. Получается, что контролировать невозможно, так как неизвестно каким аршином мерить и непонятно что мерить. Пропорции? Да вроде нет. Законов красоты никто еще не изобрел. Технологий измерения уровня таланта тоже нет. Что же мерить? На любое количество умных аргументов, можно найти еще большее количество не менее умных контраргументов. Получается тупик. После некоторых размышлений пришел к идее, что можно измерить только одно - степень реакции общества. Именно общества, а не двух - трех раскаленных от злобы ворчунов. Ведь вроде бы есть различные технологии социологических замеров. Ведь бывает, что реакция общества может стать негативной. А раздраженный социальный ресурс - это уже политика. Господа-товарищи начальники. Можно не замечать кучки всем недовольных горожан, но нельзя раздражать массы. Отрицательный пар надо как-то из масс выпускать, либо создавать хотя бы видимость «советования с народом». Ну дак посоветуйтесь с нами по поводу «расстановки мебели в нашей общей квартире». Устройте какое-нибудь открытое обсуждение какого-либо нового проекта. Хотя бы для видимости. Мы люди простые, незатейливые. Дайте нам хоть что-нибудь пробормотать. И нам станет очень хорошо. И мы станем еще больше и лучше работать. И вы будете править нами бесконечно. И шедевров нам великих не надо. Солнце все-равно через пару миллионов лет погаснет. Нам сегодня хоть бы как-нибудь без «уродов». Что-бы грусти поменьше было. А.В. (пробую себя в жанре бреда).
04.09.2002,  :
"Однако сегодня не поощряется лаконизм студенческих проектов, а сегодняшние практики отрицают спокойную строгость"(вторая цитата оттуда же) А.Б. и С.Л.
04.09.2002,  :
Попробуем говорить конструктивно. "Одна из наиболее сложных проблем, с которой сегодня сталкиваются архитекторы и студенты архитектурных школ, заключается в легком соблазне графическими образами. Это в чем-то безумное размывание образов усиливается сверхвлиянием средств информации, профессиональной конкуренцией и принуждением "разговаривать" на языке рекламы" (цитата из Кеннета Фремптона) А.Б. и С.Л.
04.09.2002,  :
Что же до согласований, то они нужны только тогда, когда власть или общество не доверяют профессионализму архитектора.
04.09.2002,  :
Продолжаю. Проблема с "рюшами", "арочками", "фронтончиками", "карнизиками" и т.п. не в том, что архитекторы применяют архаичный стиль, а в том, что стиль, система применения элементов в нашем случае отсутствует. Та же проблема и в интерьерах, когда купленные классические карнизы лепят в "ар-деко", и говорят, что это историзм. До 1917 г. в программе подготовки архитекторов были "проекты в стиле", когда студент должен был понять систему стиля и выполнить соответствующий проект: в готике, египетском стиле, древнерусском и т.п. Или возьмем работы Мих. Филиппова, Уткина: люди "живут" классикой, но создают свои, очень авторские, но весьма четко регламентированные (хоть, может быть и не расписанные) стили. Что же до "негуманных стилей", то таковых не существует: есть негуманное градостроитльство, в то же время неомодернизм Скокана и Киселева прекрасно вписывается в пространство Остоженки, в отличие от "неоклассики" Посохина-мл. А.Л.
04.09.2002,  :
Нельзя говорить о том, что стиль NN-изм хороший, а ММ-изм плохой. Проблема качества архитектуры - это не проблема стиля. Но визульный ряд здания в каждом из стилей должен соответствовать определенным стилистическим критериям. В этом профессионализм архитектора. Умение раздвинуть рамки стиля, привнести новизну в канон (Жолтовский) - талант архитектора. Умение создать собственный, абсолютно новый, и даже авторский (Мельников) стиль - гениальность. Дело критика - анализировать качество построек, исследуя их на соответствие стилистическим критериям, дело теоретиков - определить эти критерии. Однако с архитектурной теорией происходят совсем уж странные вещи: она существует сама по себе, никак не пересекаясь с архитектурной практикой. И еще: Главный редактор журнала, в котором печатается "Плохая архитектура" рассказывала мне о ее беседе с мэром нашего города. Она предложила ему назвать 10 зданий, построенных в последние годы, которые мэру НРАВЯТСЯ, а сама на листке указала 10 зданий, которые ей НЕ НРАВЯТСЯ. В этих списках совпало 8 домов! Понятиями "нравится/не нравится" могут оперировать потребители архитектуры, те же, кто ее производит, получая за это деньги, обязаны предъявлять профессиональный подход к объекту своей деятельности. Или гениальный. Александр Ложкин
03.09.2002,  :
А я выросла в непосредственной близи от гордеевского "Кузбассугля". И мне в детстве очень нравились эти легкие,ясные и светлые дома. (я только об экстерьере), всегда нравился красный банк Крячкова, Дом с часами. И теперь, когда все подкреплено еще и знанием, что это за архитектура, я люблю ее еще больше. В тоже время жила я в детстве и в другом городе (параллельно - у бабушки). Там были хрущебы ( в то время еще новые) и районы вроде нашей Багдашки. Почему-то к ним у меня нет таких теплых чувств, как к конструктивизму. А ведь такая разная архитектура (конструктивизм, "соцреализм" и хрущебы 60-70)была в совершенно равных условиях - все наблюдалось мною и окружало меня с самого нежного возраста. Вот вопрос,почему так избирателен вкус человека? М.б. в этом какую-то роль играет и сама архитектура ("антигуманная, агрессивная и исподволь разрушающая")АСА
cтраницы обсуждения
<< 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


(с) 2002-2024 СибДИЗАЙН.ру

www.SibDESIGN.ru архитектура дизайн интерьеров проектирование дизайн интерьер в новосибирске