Купить теплицы по низкой цене здесь




 Видеоинформ  
Наследие
 Досье   Дизайн   Проект  

назад в раздел Наследие

Cталинские Высотки: Из прошлого в вечность

29.11.2012
Родин Алексей
Законы восприятия композиции в архитектурных объектах и в природе одинаковы. Одинаково воспринимается как гармония природного ландшафта, так и грамотно проработанная пространственная композиция. Наивысшей точкой постижения законов гармонизации пространства совпало с наивысшей точкой подъёма духа и могущества русского народа и Советского государства. Возникшие в течение пяти послевоенных nлет московские высотные здания стали общепринятым символом послевоенной эпохи, самой наглядной иллюстрацией ее эстетических и идеологических принципов и весьма удобным объектом любых попыток культурологического анализа. Это нельзя счесть случайностью, ибо именно так всё и было задумано.

МГУ




Гостиница «Украина»




Здание Министерства иностранных дел




Жилой дом на Кудринской площади




Административно-жилое здание возле «Красных ворот»




Жилой дом на Котельнической набережной




Гостиница «Ленинградская»




Жилой дом на Котельнической набережной




Гостиница «Украина»




МГУ




Жилой дом на Кудринской площади

Завоевавшая в СССР прочные позиции пролетарская (сталинская) неоклассика, после войны всё больше утверждается, обогащаясь чертами, свойственными стилю ампир. Если до войны главной задачей было создать парадные магистрали, украшенные нарядными зданиями, то послевоенная цель – увековечить подвиг народа и могущество Советской Армии. Неоклассицизм с новым образным оформлением становится ещё более монументальным, незыблемым, торжественным. Послевоенное направление в архитектуре ясно отражает настроение общества-победителя: небывалый духовный подъём, гордость за страну, укрепление позиций армии. В декоре появляются детали, символизирующие военную силу и славу, – лавровые венки, мечи, щиты, шлемы, кони, эмблемы и т. д.
В 1947 году специальным решением советского Правительства одобрено создание системы высотных зданий согласно единому градостроительному плану. Восемь высотных зданий надлежало вписать в общую архитектуру Москвы. Они должны были играть роль градообразующих элементов, архитектурных доминант, для которых так же нужно было спроектировать и реализовать соответствующее окружение – подчинённые ансамбли стилистически однородной застройки. Проектированием каждого отдельного высотного здания занимались специально созданные авторские группы. В течение двух лет все проекты предстояло утвердить и начать строительство. Художественный образ каждого здания должен был отличаться своеобразием и в то же время быть глубоко связанным с планировочной структурой города. На решение воздвижения московских высоток повлияли американские небоскрёбы. Но архитектура русских высотных зданий имела свои неповторимые черты, детально продуманные и мастерски разработанные отечественными архитекторами. Все их проекты ассоциативно связаны с древней традиционной московской застройкой. Особенно это видно в прямых «цитатах» венчающих частей зданий, в которых легко угадываются зубцы и башни Кремля. Высотные здания своим духом, характером архитектурных форм родственны Москве. И это не случайно: ведь проектирование велось на основе внимательного отношения к
исторически сложившейся архитектурной структуре города. Гигантские высотки, занимающие огромную территорию, вносят в статику неоклассицизма заметное оживление и динамику: начиная с 7–10 этажей, дробятся на уступы, башенки, становятся разноэтажными, облегчая тем самым не только свой огромный вес, но и внешний громоздский облик. Одновременно с архитекторами работали и инженеры, которые при разработке проектов искали оригинальные решения: к примеру, из-за специфики московского грунта пришлось разработать специальные «пустые» коробчатые фундаменты, применявшиеся впервые в строительной практике. Кроме того, инженерам приходилось разрабатывать уникальную для тех времён техническую начинку зданий.
В августе 1949 года в СССР были проведены первые успешные испытания атомной бомбы, интенсивная работа над созданием которой велась уже несколько лет. Куратором советского атомного проекта был Л.П.Берия. Он же курировал строительство высотных домов в Москве, будучи по образованию архитектором.
Высотные здания задумывались в качестве сугубо гражданских сооружений, однако по распоряжению Берии здания в экстренном порядке были дооборудованы недокументированной инфраструктурой. Таким образом в авральном порядке оказались пересмотрены функции значительного количества помещений. Это позволило быстро и экономично решить ряд стоявших перед командованием страны задач стратегического плана, и на тот момент времени эти решения вполне себя оправдали. В некотором отношении они и сегодня представляются выдающимися.

МГУ
Здание Московского государственного университета на Ленинских горах (1948–1953) стало вершиной творчества Льва Владимировича Руднева. Соавторы С. Чернышёв, П. Абросимов, А. Хряков, инженер В. Насонов.
Комплекс зданий МГУ решён подчеркнуто скульптурно. Убеждение Руднева, что «воздух, омывающий здание, не меньше участвует в композиции, чем само здание», здесь нашло практическое воплощение. Единение комплекса с природой, подчёркивание архитектурными средствами высоты Ленинских гор свидетельствуют о зрелом мастерстве выдающегося зодчего.
Выделенная для строительства университета площадка на высоком плато на берегу Москвы-реки предоставила уникальные возможности для формирования нового архитектурного ансамбля.
Композиционное ядро университета – его главное 36-этажное здание высотой 240 метров, заканчивающееся шпилем, увенчанным звездой с колосьями, доминирует над всем комплексом. Значительно низкие боковые объёмы высотой от 9 до 18 этажей, примыкающие к главному зданию, создают ступенчатый переход к зданиям, где размещены общежития студентов и квартиры преподавателей. Отдельно стоящие корпуса химического и физического факультетов вместе с главным зданием образуют обширный двор, обращённый к Юго-Западному району Москвы, и обеспечивают парадный подход к МГУ. Перед главным входом в здание установлены фигуры студента и студентки, выполненные В.Мухиной, а во внутреннем дворе – памятник М.В.Ломоносову, выполненный Н.Томским. Со стороны Москвы-реки не менее торжественный подход организован в виде системы зелёных аллей, площадей и партеров с фонтанами, являющимися также и воздухозаборниками, подающими по подземным воздуховодам к корпусам МГУ очищенный от пыли воздух.

Гостиница Украина
Построена по проекту архитектора А.Г.Мордвинова. (1950–1956) Соавторы по проекту гостиницы – Олтаржевский В. К, по проекту жилых корпусов – Калиш В. Г., Инженер Лучнаков И. А.
Из всех построенных высотных зданий, гостиница на Кутузовском проспекте занимает наиболее выгодное по своей живописности положение. Величественным, мощным силуэтом стройное, богатое пластикой здание возвышается над берегом Москвы-реки на широко раскрытой площади, которая ограничена под прямым углом двумя магистралями, переходящими в мосты над рекой. Живописный, озеленённый ковёр партера с фонтанами, лестницами и террасами спускается от здания к гранитной набережной реки, с которой лестницы ведут к площадке пристани речного флота. Такова общая картина, открывающаяся с противоположного берега реки, огибающей крутым поворотом всю площадь гостиницы.
Проект подобного масштаба гостиницы потребовал применения всех новейших приёмов и технических достижений, способствующих бесперебойной работе этого сложнейшего архитектурно-планировочного комплекса, требующего организационного объединения всех его функций. Здание в своей высотной части состоит из 26 этажей, предоставленных под жильё и общественные нужды, и трёх технических этажей. Центральный высотный объём завершается шпилем, несущим советские эмблемы и имеющий в основании архитектурную композицию, служащую переходом от верхней части здания к шпилю. Примыкающие к центральной части крылья гостиницы поднимаются на высоту 9–11 этажей.

Здание МИД
Архитектурный центр Смоленской площади – 27-этажное высотой 172 метров здание Министерства иностранных дел (1948-1953) построено по проекту архитекторов В.Г.Гельфрейха и М.А.Минкуса. Инженер Лимановский Г. М.
Здание отличается сдержанностью декора и целостностью композиции. Первоначальный проект не предусматривал шатрообразного завершения, но был отправлен на доработку и завершение, выполненное из металлических конструкций, обшитых крашенными жестяными листами, появилось (существует легенда, что данная идея принадлежала И.В.Сталину). Такое решение не требовало кардинальных изменений в конструкции здания.
Стены здания отделаны белым известняком, а охристые порталы украшены барельефами, выполненными скульптором Г. Мотовиловым и снабжены металлическими решётками. Со стороны главного фасада, на высоте 114 метров, из железобетона смонтирован герб СССР, площадью 144 квадратных метра. Первые варианты объёмно-пространственного решения площади, разработанные группой архитекторов Гельфрейхом, Лебедевым, Штеллером отличались глубоким пониманием принципов формирования ансамбля и творчески использовали наследие русской классики. В их проекте ось симметрии высотного здания совпадала с осью симметрии площади, композиционно определяя весь ансамбль. По мере того, как в процессе строительства рос стальной каркас здания, становилось очевидным, что это грандиозное сооружение потребует создания перед ним обширного открытого пространства. Так родилась идея новой площади-эспланады, протяжённостью свыше 400 метров, простирающейся от подножия здания МИДа до набережной Москвы-реки. Проект предусматривал расширение Смоленской улицы до 150 метров у слияния её с Садовым кольцом и до 120 метров – у Бородинского моста. Весь главный фасад высотного здания раскрывался бы к Москве-реке. Площадь, имеющая форму трапеции, доходила почти до Бородинского моста. По периметру площадь должна быть застроена зданиями, этажностью не выше первого яруса высотки. Такое объёмно-пространственное решение делало возможным обзор панорам площади и её высотной доминанты с удалённых точек – от Киевского вокзала и с Бородинского моста. Более поздний вариант проекта площади, разработанный В. Гельфрейхом и М. Минкусом, был в этом отношении сходен по замыслу с первым. Но то, что реализовали в 60-х годах, весьма отдалённо напоминает идеи в композиции площади. Площадь осталась трапециевидной, но вместо поддерживающих её по сторонам зданий, ограниченных по этажности и подчинённых высотному центру, в неё включены два чуждых по архитектуре высотных корпуса гостиницы «Белград». Эти корпуса, выдвинутые вперёд по отношению к высотному центру, с главных точек обзора вырастают в огромные глухие и тяжёлые массивы, зрительно перекрывающие многоярусный высотный центр и масштабно подавляющие его ведущую роль в ансамбле.

Жилое здание на Кудринской площади (Восстания)
Жилой дом на площади Восстания (1948–1954) построен по проекту М.В.Посохина и А.А.Мндоянца.
Этот дом – зеркало эпохи, музей истории страны. Его так и называли – дом авиаторов. Основную часть жильцов составляли космонавты, лётчики, авиаконструкторы, поднявшие на крыльях славу Страны Советов. Даже расположение боковых корпусов и основной вертикали здания создаёт впечатление, что смотришь на круто взмывающую в небо крылатую машину.
Ажурные аттики, украшающие ступенчатые крыши, скульптурные группы на фасаде – фигуры, символизирующие труд, творчество и оборону, создавали ту атмосферу, в которой должны были жить советские люди. Проект высотки выполнялся с проработкой окружающей его среды, архитектуры и застройки площади Восстания, где высотный дом является главным композиционным элементом.
Выбор места расположения, пропорции и «лепка» высотного объёма, выступающего в качестве акцента и ориентира в городе, были очень существенны. Композиция здания родилась в стремлении выявить его большое градостроительное звучание, связать с окружающей средой и вписать в городские перспективы.
Композицию всей площади, подчинённую объёмам высотного дома, планировалось окружить озеленённым пространством, связав его с зеленью зоопарка, который тогда планировали переместить на юго-запад и превратить в городской парк.
К сожалению, не были снесены даже малоэтажные строения со стороны павильона станции метро «Баррикадная». Сегодня часть этих строений позапрошлого века, на месте которых планировалось устроить сквер и фонтан, находятся в аварийном состоянии.
В результате именно ими, а не ансамблем площади любуются москвичи и гости столицы, выходя из ворот зоопарка.

Гостиница «Ленинградская»
26-этажное здание высотой 136 метров гостиницы «Ленинградская» (1949-1953) построена по проекту архитекторов Л.М.Полякова, А.Б.Борецкого. Инженер Е.В.Метлюк
Высотка воспроизводит мотивы русской архитектуры XVIII века, гармонично объединяя её с другими зданиями на площади, различными по стилистике. В отличие от преимущественно классических форм других высоток, гостиница стилизована в формах «нарышкинского» стиля. Особенно ярко это проявляется в убранстве интерьеров. В парадном вестибюле обращает на себя внимание рельеф герба Москвы – св. Георгия Победоносца, нарядная декоративная решётка, копирующая орнамент кремлёвской «золотой решётки», что весьма характерно для послевоенного времени, проникнутого пафосом народной победы.
Композиционно здание гостиницы разделено на три объёма. Его шестиэтажная часть представляет собой основание для прямоугольной четырёхгранной башни высотой в 13-этажей. Третий объём, завершающий сооружение, состоит из трёхэтажного куба, являющегося как бы постаментом для двух восьмигранных башен, переходящих в 24-метровый шпиль с пятиконечной звездой в обрамлении колосьев. Отделка фасадов гостиницы отличается от остальных высотных зданий многоцветностью. Наряду с белыми керамическими плитами значительные площади стен облицованы красной глазурованной керамикой. Рёбра и эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом. Убранство интерьеров общественных помещений гостиницы «Ленинградская» напоминает элементы русского зодчества конца XVII – начала XVIII веков.

Здание на площади Красных ворот
24-этажное административное и жилое здание у Красных Ворот (1948-1953) построено по проекту архитекторов А.Н.Душкина, Б.С.Мезенцева. Инженер В.М.Абрамов
Здание находится на самой высокой точке Садового кольца. Состоит из центрального корпуса (Министерство транспортного машиностроения), увенчанного шпилем со звездой, и двух жилых корпусов различной этажности по сторонам, в которых расположено около 270 квартир. Здание, архитектурное убранство которого тяготеет к русскому и украинскому барокко, имеет ярко выраженное ярусное построение. По проекту центральный «столп» должен был завершать здание, но в ходе строительства он был увенчан шатром. Нижний «четверик» центральной части почленён в вертикальном направлении плоскими пилястрами, идущими на высоту всего нижнего яруса. Пояс между ярусами украшен гербом СССР. В целом здание выполнено в традиционном для архитектуры России духе к вертикальным ярусным постройкам. При строительстве высотки у красных ворот одновременно шло сооружение выхода станции метро «Красные ворота», которая находилась прямо под зданием, таким образом получалось, что многоэтажное здание какое-то время будет находиться на самом краю 24-метровой ямы. Для того, чтобы нагрузка от здания не привела к обрушению вскрытого котлована под вестибюль станции метро, были построены специальные морозильные установки, а грунт в месте сооружения был заморожен. Зная, что грунт после разморозки осядет неравномерно и здание неизбежно накренится, архитекторы строили здание не вертикально, а под некоторым углом. Когда строительство было завершено, грунт просел в полном соответствии с расчётами, и здание приняло вертикальное положение. Нигде больше в мировой строительной практике данный приём не применялся.


Жилое здание на Котельнической набережной
32-этажное высотное здание (1948-1952) высотой 176 метров построено по проекту архитекторов Д.Н.Чечулина, А.К. Ростковского. Инженер Л.М.Гохман.
Высотка у слияния Москвы-реки с Яузой доминирует над окружением, являясь отправной точкой для всех улиц, идущих к реке, и контрапунктом Кремлю. Нижние этажи высотки облицованы колотым и полированным красным гранитом, образуя обширный цоколь, который определяет чёткое членение объёмов с центральным корпусом. Он отличается тяжёлым декором в виде статуй и зубчатых башен. Первый корпус вдоль Котельнической набережной выстроен ещё в 1940 году.
Дмитрий Чечулин в своей автобиографической книге «Жизнь и зодчество» (1978 год), вспоминает: «Видя, что силуэт старой Москвы спасти невозможно, я много размышлял над тем, как сохранить исторически сложившийся характер нашей столицы. Мысль о высотных зданиях пришла во время работы над конкурсным проектом дома на Котельнической набережной. Некоторые коллеги, заботясь о том, как бы не перекрыть крупным зданием красивую композицию древних соборов на Швивой горке, предлагали построить здесь малоэтажное здание. Я же видел возможность масштабного сопоставления. Генеральным планом 1935 года в исключительных случаях предусматривалась возможность строить дома выше 9–12 этажей. Воспользовавшись этим, я вместе с архитектором А.К.Ростковским подготовил проект здания, центральная часть которого имела двадцать пять этажей. Исполком Моссовета утвердил проект. Больше того, мысль о необходимости поднять силуэт Москвы понравилась, и мне было рекомендовано увеличить число этажей в центральной части, придать ей такое архитектурное выражение, чтобы здание просматривалось со всех концов города.

Высотные здания Москвы продолжили славные традиции классической русской архитектуры. Они одеты в белокаменный наряд, их башни, увенчанные ажурными переплётами арок, устремлены ввысь, как шатровые крыши древнего Кремля, а весь облик соответствует нашей русской природе, близок её поэтическому характеру.»
Сталинские высотные здания строились не только в Москве. Известны высотки в Варшаве и в Риге. Однако возведение высотных домов с остроконечными завершениями планировалось и во многих крупных городах СССР. Но тут время работало против зодчих – приближался 1954 год, и эта задача не была выполнена, а здания, которые начали строить, лишённые центральных доминант, выглядят недоделанными. По существу, в Москве тогда просто успели сделать то, чего не успели сделать в других городах.
В целом, к 1955 году было закончено строительство шести высотных зданий. В 1957 году было введено седьмое – гостиница «Украина». Строительство восьмого здания в Зарядье было прервано на этапе возведения каркаса, демонтированного впоследствии. На этом месте возвели гостиницу «Россия».
В последующий период увлеклись голым прагматизмом в строительстве. Высотки поругивали за дороговизну, малую заселённость и плохое использование верхней части. Казалось бы, эти доводы для критики убедительны, если судить с позиции сиюминутной выгоды. Вместо одного высотного здания можно было бы на те же средства выстроить не один десяток типовых пятиэтажек. Но, помимо долговечности и несомненного качества высоток, они обладают таким немаловажным свойством, как представительность. Что же касается шпилей, в которых действительно мало полезной площади, то они создавались для того, чтобы придать законченный архитектурный облик всему сооружению.
Высотные здания, их величественные силуэты в московском небе – это не излишество, а существенная часть архитектурного образа столицы нашей Родины.







(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна