Видеоинформ   Наследие  
Досье
 Дизайн   Проект  

назад в раздел Досье

Frank Lloyd Wright: дом в прериях

06.03.2013
Оксана Гилюк
Фрэнк Ллойд Райт – автор идеи непрерывного пространства и основатель «органичной архитектуры», создатель «стиля прерий» и «юсонианских домов», пропагандист антиурбанизма и загородного индивидуализма – оказал огромное влияние на развитие мировой архитектуры. На протяжении всей своей многолетней и плодотворной творческой жизни Райт занимался проблемой человеческого жилища – его идеи и решения используются в малоэтажном строительстве во всех странах мира.

Walker House, Carmel




Oak Park IL




Home of Frank LLoyd Wright, Phoenix, Arizona




Frank Lloyd Wright







Райт родился в 1867 в городе Ричленд-Сентр, штат Висконсин. В 1885 будущий архитектор поступает на инженерный факультет университета Висконсина, но так его и не оканчивает. В 1889-1893, прежде чем основать собственное бюро, работает в архитектурной фирме «Адлер и Салливан», глава которой, известный идеолог «чикагской школы» Луис Салливан, занятый преимущественно строительством многоэтажных общественных зданий, доверил Райту проектирование жилых домов. У Салливана молодой архитектор заимствует критический взгляд на господствующую в архитектуре конца XIX века стилистическую неразбериху и убеждение в том, что истинная американская архитектура должна отвечать американским ценностям. Правда, по мысли Райта, свобода и демократия воплощаются не в небоскребе, а в небольшом частном особняке.
Типичный для того времени индивидуальный жилой дом, по мнению Райта, выглядел нелепым и высокомерным: «В нем не было ощущения единства, не было ощущения пространства, которое должно быть свойственно свободному народу». И далее: «Снести такой «дом» – значит очистить атмосферу и улучшить пейзаж». Однако для архитектора до мозга костей, каким был Райт, единственный путь сопротивления ужасающей его моде в строительстве состоял в том, чтобы создавать лучший замысел и осуществлять его.
Первую известность Райту приносят так называемые «дома прерий», спроектированные в период с 1900 по 1917 год. Все они (более ста) созданы в рамках концепции «органической архитектуры», понятия многозначного, но вряд ли имеющего отношение к подражанию природным формам. Речь скорее о том, чтобы творить так, как это делает сама природа, – просто и целесообразно.
Стремясь к простым и сильным формам («простота была основной проблемой моих ранних исканий»), Райт отбрасывает прочь все то, что насильственно навязывается изжившей себя стоечно-балочной системой – никаких колонн,
никакого нагромождения декоративных деталей снаружи и внутри здания, никаких излишеств, лишь повышающих стоимость строительства. Крыши, в традиционных постройках сложные по конфигурации, с многочисленными переломами кровель, становятся у Райта двускатными или плоскими. Упраздняется чердак, исчезает бесполезная высота в новом жилище – все пропорции его становятся человечными. Основание дома извлекается из-под земли: негигиеничный сырой подвал превращается в наземный цокольный этаж, фундаментом отныне служит плоская плита по гравийному подстилающему слою, куда включается и разводка системы отопления. Наружные стены приобретают тогда характер ширм, окружающих целостное внутреннее пространство.
Данная целостность достигается за счет отказа от привычного деления единого внутреннего помещения на отдельные замкнутые коробки – прием, впоследствии получивший название «свободная планировка» и вошедший в число средств, используемых всеми течениями современной архитектуры. В итоге исчезают бесчисленные двери и перегородки; потолки, полы и ограждающие ширмы плавно переходят друг в друга, образуя непрерывное пространство – освобожденное, гибкое, текучее, лишенное жестких членений, непринужденно расположенное вокруг центрального ядра – кухонного блока, очага.
Начиная с самых ранних своих проектов, Райт выступает против дробной формы и, укрупняя, консолидируя, упрощая ее, элиминируя лишнее, добивается цельности и лаконичности. Сам архитектор так говорит об этом: «Одна вещь – вместо многих, большая вещь – вместо набора малых».
Стремление к тому, чтобы сооружение производило впечатление сделанного из одного куска, а не собранного из многочисленных частей и деталей, распространяется и на инженерное оборудование. Так, помещая под полом приборы отопления, убирая традиционную осветительную арматуру и устраивая скрытые источники освещения, Райт делает
элементы оборудования «интегральной частью» постройки, а не дополнением к зданию в виде прикрепленных к стенам труб и свисающих с потолков люстр. Мебель также становится, насколько возможно, встроенной, предусматривается в чертежах и изготавливается в процессе строительства как часть здания.
Своеобразен и подход Райта к устройству световых проемов. Окно в виде прямоугольного выреза, дыры в стене, встречается в его постройках скорее как исключение. Остекление чаще либо ленточное, верхнебоковое, когда под самым свесом крыши устраивается узкий ряд непрерывных окон (клересторий), либо же, наоборот, сплошное, во всю высоту помещения – «тонкие листы отвердевшего воздуха», «прозрачные ширмы», обращенные к саду, к внутреннему двору, на юг, и связывающие дом с участком.
Отличаясь почти мистическим отношением к природе, стремясь к гармоничному сочетанию здания и окружающего ландшафта, Райт акцентирует параллельные земной повех-
ности плоскости здания, распластывает его массу, всегда подчеркивает горизонтальную протяженность здания. Позднее архитектор напишет: «Я видел, что даже самый незначительный холм кажется в прерии очень большим, любой возвышающийся архитектурный элемент обретает чрезмерное значение... У меня было такое представление, что почве соответствуют горизонтальные плоскости домов».
Включению архитектуры в природное окружение, упрочению впечатления цельности и естественности способствует и специфичная, свойственная Райту внимательность к материалу, будь то дерево или камень, кирпич, бетон или стекло.
Второй пик в творчестве архитектора приходится на 1930-е. Он начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции, продолжая, однако, (и в этом, пожалуй, заключается главный парадокс Райта) противопоставлять рационализму функционального стиля романтические и гуманистические идеи единения с природой. В 1935-1939 по заказу Эдгара Дж. Кауфмана, купившего в штате Пенсильвания роскошный земельный участок, Райт создает уже ставший хрестоматийным «дом над водопадом» – виртуозную, закрепленную прямо в скале над ручьем, композицию из горизонтальных бетонных террас и вертикальных плоскостей, сложенных из местного известняка.
Для клиентов среднего достатка в этот период им разрабатываются дома умеренной стоимости – «юсонианские», или «североамериканские» (от аббревиатуры USONA – United States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсонианские дома» развивают эстетические принципы, заложенные еще в «домах прерий» и, помимо этого, являются элементами градостроительной утопии Райта – «Города широких горизонтов».
По глубочайшей уверенности архитектора, загрязненный и перенаселенный традиционный город XIX века жителям необходимо покинуть: «Я верю, что город, каким мы его знаем, должен умереть». «Придет день,– писал Райт, – и нация заживет в одном раскинувшемся на всю страну городе... Местность будет единым, хорошо распланированным парком со зданиями, расположенными на больших расстояниях друг от друга; каждый найдет здесь отраду и уют». Основным сред-
ством передвижения жителей Юсонии является автомобиль – самый демократичный, по мысли Райта, вид транспорта, способный оказать решающее влияние на планировку жизненного пространства.
То, что райтовская концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского (и не только) малоэтажного пригорода, очевидно. Центробежное развитие современных городов, отток городского населения в пригородные зоны, «тканевая», растянутая в пространстве, урбанизация, рассредоточение транспортных потоков – все это становится характерными чертами цивилизации XXI века. И в очередной раз архитектура призвана искать решения возникающих социальных проблем.








(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна