Видеоинформ   Наследие  
Досье
 Дизайн   Проект  

назад в раздел Досье

Филипп Старк: дизайн в деталях

22.05.2009
Текст: Полина Краснова
Хулиган, провокатор, позер и ... дизайнер. Филипп Старк создает предметы, которые могут понадобиться человеку в любой момент, отмечаея свои непревзойденные творения смелой и размашистой росписью. Он не боится новых форм и способов выражения и как будто стремится заполнить все возможные пробелы в нашем быту простыми, но гениально исполненными вещами.



















Иллюстрации: starck.com

Старк родился в Париже 18 января 1949 года в семье авиаконструктора. Он с детства любил придумывать и создавать вещи из материалов, которые попадались под руку. Будь это старый мотоцикл, кусок фанеры или проволоки – все они постепенно превращались в удивительные предметы. Помимо прикладного творчества он увлекался рисованием. Любовь к творчеству и созданию привела его в Парижскую школу Nissim de Camondo. Здесь он получил специальность дизайнера по интерьеру. В 1968 году молодой и амбициозный Филипп создал фирму, которая производила воздушные рекламные объекты и инсталляции. Затем работал с Пьером Карденом в качестве дизайнера-оформителя, параллельно придумывая мебель. В 1977 году он отправился за новой порцией вдохновения в кругосветное путешествие и, вернувшись через два года, открыл свое первое бюро – Starck Product. Так началась его успешная карьера. Старк успевал делать все – мебель, электроприборы, лампы, автомобили, оборудование для ванных комнат и даже упаковку для продуктов питания.Также он проектировал и интерьеры. Яркими объектами 70-х стали торговый центр La Main Bleue в Канаде и ночные клубы Starck Club в США и Les Bains-Douches во Франции.
В 1982-м, после оформления личной резиденции президента Франции Франсуа Миттерана в Елисейском дворце, о Старке заговорили как о звезде. Неудивительно! Он поставил в ванной предметы сантехники весьма необычной по тем временам, конической формы. Сам интерьер выполнен сдержанно, но каждая вещь настолько интересна и самодостаточна, что помещение при всей строгости выглядит провокационно. В 1984 году Старк сделал кафе Costes. Плавные линии, чистые теплые цвета и «фирменный» дизайн подарили ему награду Platinum Circle Award. Интерьер Costes начинается с портьеры на круглом ободе, как в примерочной или душевой, которая ведет в помещение с матово-желтыми стенами, розовыми колоннами, круглыми деревянными столиками и голубой лестницей, которая на первый взгляд кажется игрушечной и кроме удивления никаких эмоций не вызывает. Но на самом деле она ведет на уютный второй этаж, наполненный светом и говорливыми посетителями.
Любовь к простоте, функциональности и оригинальности находит выражение в зубных щетках, очках, вазах, осветительных приборах, мотоциклах и во многом другом. Старк предпочитает «деревья и животных оставлять в лесу» и часто использует искусственные материалы. Его любимый – это, несомненно, пластик. Он гордится тем, что его создал человек, и с удовольствием использует в своей работе. Еще одна «слабость» Старка – стремление делать вещи как можно дешевле. Он мечтает продавать свои стулья меньше чем за 10 долларов. Здесь отличным подспорьем является пластик, который открывает новые горизонты для снижения цен. Дизайнер любит «экономить» деньги покупателей. Он часто делает стулья всего на трех ножках и легко избавляется от всего лишнего. За четыре года работы художественным директором в Thomson Старк практически полностью изменил подход руководства к решению вопросов дизайна и маркетинга компании. Он «научил» их человечности, уважению к потребителю и сделал продукцию более доступной.
Популярность Старка обуславливается тем, что он всегда попадает в «яблочко». Известно, что особую любовь дизайнер испытывает к кафе и ресторанам. Так, в 1985 году Старк сделал в Мехико ресторан Theatron, который передает утрированную торжественность театральной атмосферы. Вместе с тем обстановка не выглядит «тяжелой» и создает самое благоприятное впечатление. Через два года Старк строит ресторан Manin в Токио. Металлические балки нависают над посетителями, а красные стены добавляют строгости в общий ансамбль помещения. И еще через несколько лет появляется Teatriz в Мадриде. Тяжелый занавес парит над гостями и обещает «вкусное» представление, а приглушенные цвета не отвлекают от центральной сцены – обеденного стола. Одна из последних жемчужин в коллекции Старка – китайский Le Lan, начавший работу в 2007 году. Пространство в нем разграничено плотными шторами и четко направленным освещением.
Параллельно Старк весьма плодотворно сотрудничает с различными компаниями – кухонная техника (Alessi), офисная мебель (Vitra), лампы (Flos), стулья (Kartell) и многое-многое другое. А также не перестает заниматься разработкой интерьеров гостиниц. Его творчество касается всего. В том числе и фэшн-индустрии. Он сделал несколько бутиков для Jean Paul Gaultier и Alain Mikli, которые безукоризненно передают идею каждого и не затмевают суть. Филипп Старк строит здания и выставочные комплексы, например, Nani Nani и La Baron Vert в Японии, Groningen музей в Нидерландах и Duravit в Германии.
В 1999 год Филипп Старк начал сотрудничать с британским проектировщиком Джоном Хичкоком и организовал бюро Yoo. Результатом слияния двух сильных и харизматичных личностей стали головокружительные Yoo London Building (2001), известный и притягательный Yoo Downtown в Нью-Йорке (2004). Всего не перечислишь…
Для Старка очень важно выражать собственное отношение к миру. Он старается донести свои идеи и мысли до максимального количества человек, он стремится к общедоступности дизайна и избегает однообразия и повторения. Только положительные эмоции, удовольствие и удивление. Именно удивление. Каждую вещь Старк делает с «секретом» и, как правило, только в процессе ее использования перед нами открывается основной замысел дизайнера. Если это кресло, то непременно самое удобное, а если оно на вид массивное, то наверняка очень легкое. И так во всем. Подчас Старк воплощает в своих работах карикатурные и сюрреалистические идеи, но это всегда остроумно и изысканно. Так задуман, например, стул Louis Ghost для Kartell. Он выполнен из пластика, но сама форма рождает фантазии о мягком бархатном сиденье и золоченых ножках. А, увидев впервые облако из белого металла, даже в голову не придет узнать в нем гантели для XO.
Незабываема рекламная компания для Samsonite. Здесь разбивается привычное представление о сумках – не мы их перемещаем с места на место, а они нас! Позабыв о законах земного притяжения, они парят, пытаясь поднять хозяина к небесам, и привлекают своими лаконичными и простыми формами. Еще один любимый прием дизайнера – использование новейших технологий в уже привычных вещах. Он с удовольствием проектирует скутеры и мотоциклы для Aprilia, надувные лодки для Rotomod, концептуальные автомобили, яхты. Свою первую яхту он так и назвал First.
Еще один пример «разговора» дизайнера с миром – коллекция ламп Guns. В ней представлены модели, «ножки» которых выполнены в виде трех самых «популярных» видов оружия – автомата Калашникова, американской винтовки М-16 и Беретты. Это не призыв к приобретению оружия, а как раз наоборот - желание предложить для агрессии другой выход.
По словам Старка, «он никогда не работает, он отдыхает». И предпочитает это делать либо на собственном острове, либо в чаще леса, где его ждут маленькая спальня, ноутбук и тишина... И в этой тишине рождаются невероятные идеи, мысли и фантазии, которые сводят с ума весь мир и заставляют замирать в ожидании перед звучным именем – Филипп Старк.







(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна