Видеоинформ   Наследие  
Досье
 Дизайн   Проект  

назад в раздел Досье

Felix Candela

21.03.2011
Егор Живоглядов
В историю архитектуры Феликс Кандела вошел в качестве создателя железобетонных конструкций – оболочек типа гиперболического параболоида, которые характеризовались высокой экономичностью одновременно с большим разнообразием формообразования. Кроме этого, работы Канделы отличались важной для архитектуры 20 века чертой – в них присутствовало понимание пространства как четырехмерной структуры, учитывающей одним из своих измерений время.

Plaza los Abanicos, Lomas de Guernavaca, Morelos


La Florida Church, Naucalpan


Lomas de Cuernavaca Chapel, Lomas de Cenavaca,, Morelos

Считается, что Кандела принадлежал к группе архитекторов, которые с 1950х годов использовали бетонные перекрытия-оболочки для создания обширных пространств с монументальными геометрическими формами. Эта группа включала в себя таких известных архитекторов, как Эро Сааринен, Оскар Неймер и Йорн Уотсон. Однако, даже беглый взгляд на записи Канделы показывает, как ошибочно было бы считать его причастным к этой общности. На самом деле, он даже протестовал против соотнесения своих работ с формалистическим подходом данных архитекторов. Метод Канделы очень прост: даже если его проекты были творчески смелыми и отталкивались от его богатой фантазии, их воплощение в жизнь всегда демонстрировало ясную связь между геометрией и реализацией этих структур в пространстве. Фантазия архитектора всегда основывалась на прочном фундаменте математических законов и конструкторских принципов. Кандела критиковал современный ему дизайн бетонных оболочек как раз за то, что он является лишь выражением воли дизайнера. Хорошо иллюстрирует эту позицию его саркастическая реакция по поводу крыши Сиднейской оперы: ее перекрытия были возведены лишь благодаря структурным решениям Ове Арупа, так как изначально кривизна перекрытий, дизайн которых был сделан Йорном Уотсоном, не удовлетворяла необходимым требованиям по прочности и стабильности. Строительство знаменитой оперы было затянуто, как считал Кандела, из-за технической некомпетентности Уотсона, и в итоге Ове Аруп более шести лет искал приемлемые решения кривизны крыши. Кстати, это было одно из самых первых использований компьютера для структурного анализа: расчета структурных нагрузок на перекрытия.
Кандела родился 27 января 1910 года в Мадриде. Там же в 1935 году он получил диплом выпускника Высшей Технической Школы Архитектуры. Вспоминая, как начиналась его карьера, он говорил: «Я начал изучать архитектуру совершенно случайно, без всякой веры в свои способности. Должно быть, именно эта внутренняя неуверенность и заставила меня пройти через все сложности изучения структурного анализа и сопротивления материалов».
В июне 1939-го, после службы в рядах республиканских войск в качестве офицера-инженера во время испанской гражданской войны и последующего за этим заключения в концентрационном лагере под Перпиньяном, Кандела переехал в Мексику. В 1941 году он получил мексиканское гражданство, обзавелся семьей, обучился гражданскому строительству и в качестве самообразования продолжал свои исследования в сфере точных наук.
Его целью было разработать структурную механику сводчатых покрытий. Первые десять лет в изгнании доказали, что его профессиональный выбор не был случайным, как казалось в начале. Кандела сильно продвинулся в математике; он произвел конструкторские расчеты оболочек двоякой кривизны, и на основе этих расчетов разработал метод строительства подобных оболочек из бетона. Не испытывая особой страсти к предмету, тем не менее Кандела был просто замечательным математиком, что позволило ему сконструировать бетонные оболочки, основанные на геометрических формах, ранее не используемых в строительстве. Эстетическое совершенство его построек было обусловлено прежде всего конструкторским, а не дизайнерским подходом.
В 1952 году в Мехико по его проекту был построен павильон «Космические лучи» (Cosmic Rays pavilion) для кампуса UNAM – Национального Автономного Университета Мехико. Это был первый пример создания крыши в форме гиперболического параболоида, или гипара. С этой постройки начался золотой период творчества Канделы. За следующие 30 лет он построил 896 зданий, то есть в среднем каждые два месяца строилось три здания по его проектам. Дополнительно к реализованным, он и его работники разработали более тысячи архитектурных решений. В 1971 году Кандела иммигрировал в Соединенные Штаты, где открыл международное консультационное агентство, и прекратил свои работы по созданию архитектурных проектов. В Университете Иллинойса он занимал профессорскую должность до самой своей смерти, 7 декабря 1997 года в Северной Каролине.
Всегда открытый новым идеям, Кандела тем не менее обладал весьма критическим взглядом на вещи. Его работы основывались на двух принципах: создании архитектурного дизайна с применением зрелищных форм и необычных измерений, с одной стороны, и использовании серьезного математического расчета – с другой. Определяемый структурой геометрических форм, этот метод позволил ему сконструировать пространства, организованные с большой сложностью. В интервью, которое он дал в ноябре 1989 года, на вопрос о том, каковы были его устремления, когда он начал работать в Мехико, Феликс Кандела темпераментно ответил: «Все просто! Я хотел конструировать вещи. А именно – здания!»
Феликс Э. Бушиаццо, архитектор и историк архитектуры, создал список самых важных достижений человечества, сделавших возможным создание бетонных оболочек сложных форм: в 1821 году французский математик Коши написал уравнения теории упругости; в конце девятнадцатого века Аймонд и Ляфер разработали теорию гиперболического параболоида;
с 1921 по 1923 год Эжен Фрейсине построил в Орли самолетные ангары, крыша которых имела форму параболоида; в 1939 году Роберт Мейларт создал Выставочный зал в Цюрихе; в конце 30-х, в Мадриде, Эдуардо Торроха спроектировал крышу у Fronton Recoletos, в виде двойных цилиндрических арок; в 1948 Пьер Луиджи Нерви создал проект Туринского выставочного салона; в 1952 году Феликс Кандела сконструировал свой первый гиперболический параболоид – павильон «Космические лучи», толщина крыши которого была в среднем всего 2 см.; и в 1960-м опять же Кандела построил крышу завода Баккарди площадью 50 000 кв. м., сводчатые перекрытия которой были всего четырехсантиметровой толщины, и вся крыша держалась всего на двадцати четырех опорах.
Кандела не был первым, кто изобрел перекрытия-оболочки, но он создал уравнения расчета напряжения и деформации мембранных поверхностей. Это дало возможность точного расчета толщины конструкции и распределения нагрузок и напряжений внутри проектируемых структур. Феликс Кандела настойчиво критиковал расчетные процедуры, используемые большинством инженеров. По его мнению, эти расчеты приводили к проектированию избыточного числа элементов, да и просто зачастую были неверны. Сам же он отталкивался в расчетах от геометрической структуры оболочки, считая, что если она будет возведена из соответствующего качества материалов, то исходя из логики геометрии самой поверхности конструкция получится стабильной и устойчивой. После расчета общей прочности оболочки, вторым шагом был расчет количества и точного распределения материала, чтобы по максимуму уменьшить расход материала и, как следствие, вес конструкции.
Применение теории разрушения конструкций, в совокупности со структурным и гравитационным анализом, и акцентирование внимания на качестве строительных материалов позволяли ему очень точно рассчитать распределение нагрузок на мембранных поверхностях. Такой подход позволял ему достигать толщины оболочки от 2-х до 5-ти сантиметров, в отличие от, например, немецких архитекторов, которые достигали прочности проектируемых оболочек за счет нерационального и завышенного расхода бетона.
Расцвет творчества Канделы, как и многих очень талантливых архитекторов-современников из Латинской Америки, стал возможен благодаря послевоенному строительному буму. В Аргентине, Бразилии, Мексике и Венесуэле построены тысячи зданий, проекты для которых разработаны такими «громкими именами», как Аугусто Х. Альварес, Луи Барраган, Феликс Кандела, Лусио Коста, Энрике де Морал, Оскар Неймер и другими.
Кандела на начальном этапе своей деятельности мог рассчитывать на поддержку мексиканского правительства. Ему было что предложить, так как его метод имел как минимум два конкурентных преимущества в глазах чиновников: высокая скорость возведения зданий и экономия строительных материалов. Проект за проектом, вне зависимости от сложности дизайна, Кандела снижал стоимость возведения. И так как эта экономия становилась очевидной сразу же, то проекты Феликса мгновенно стали популярны, особенно в индустриальном секторе экономики. Заводы, фабрики, ремонтные мастерские – заказ сыпался за заказом. Это дало ему право сказать однажды: «Я раскрыл свои зонтики над половиной страны! Больше, чем над половиной».
Именно зонтичная форма свода, состоящая из крыши на опорах и четырехсторонней бетонной оболочки, является самой знаменитой структурной формой, разработанной этим талантливым архитектором.
Феликс Кандела был не только архитектором-конструктором. Так же он активно распространял свои технические идеи. Писал технические статьи, эссе, критические заметки по архитектурной практике, пособия для студентов и экологические обзоры. Как человек с университетским образованием, он знал, как передавать свои знания.
Дискурс его разделялся на три равноправных базиса: историческое мышление, как способ постижения и переомысления архитектурного наследия прошлого; математический аппарат для анализа геометрии оболочек из армированного бетона; и критика современной ему структурной модели, концепции архитектуры.
Будучи уже профессором, в 1966 году на лекции в Школе Архитектуры Кандела сказал: «Вместо воспитания безудержной фантазии и изобретательства мы должны заставлять наших студентов постоянно осознавать опасность, кроющуюся в физических ограничениях. [...] Тот же самый архитектор, который понятия не имеет, как работает опорная балка, считает себя достаточно квалифицированным, чтобы создавать экстраординарные конструкции».
Пожалуй, современным архитекторам не мешало бы задуматься на словами Феликса Канделы.

Иллюстрации www.taschen.com






(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна