Новости в мире  
Новости России
 Новости Новосибирска  

назад в раздел Новости России

До 8 февраля в ММСИ на Петровке действует выставка гравюр Эшера

14.01.2014

Московская выставка «Мауриц Корнелис Эшер» – большой подарок «Года Голландии в России» всем поклонникам творчества выдающегося графика XX века и любителям художественных зарядок для ума. Более ста гравюр на дереве и металле, фотографии и видео из архивов Фонда М.К. Эшера в Нидерландах разместились в нескольких залах на втором этаже музея.
Хронологически экспозиция выстроена не строго, но, так или иначе, охватывает все творчество Эшера (1898 – 1972) – от ранних опытов в гравюре на дереве – «Рука с шишкой», 1921 – до последней, законченной в 1969 году работы «Змеи». В послании куратора – доктора искусствоведения Андрея Толстого – говорится, что организаторы стремились представить основные типы произведений автора, показать, как в ранние периоды зарождался интерес к темам, позже принесшим ему всемирную известность. Пейзажи из путешествий по Италии и Испании, мозаики-тесселяции, навеянные изучением мавританского стиля, осмысление разных типов симметрии, динамические трансформации двухмерного и трехмерного, оптические иллюзии, геометрические головоломки, бесконечные метаморфозы живых существ и абстрактных фигур, пространственные парадоксы, иллюстрирующие различные математические исследования, – все это представлено на выставке в головокружительном изобилии. Архитектура как особая тема не выделена, но ее сквозная и ключевая роль в творчестве Эшера и без того очевидна. Есть мнение, что Эшер мог стать архитектором. Сын инженера, он некоторое время учился в Техническом колледже в Дельфте, по болезни был отчислен, но позже продолжил образование в Школе архитектуры и декоративных искусств в Харлеме. Серьезные занятия гравюрой и влияние художника Самуэля де Мескита, учившего его рисовать, определили иной творческий путь. Эшер стал графиком, но архитектура его определенно притягивала. Архитектура в его работах предстает идеальной материализацией тех незримых законов и порядка, действующих как в области, доступной разуму, так и за ее пределами. В реальных архитектурных пейзажах Эшер графически вычленяет структуру зданий, подчеркивает их подобие формам окружающих скал. Жестко дробит целое на детали, явно наслаждаясь тем, как оно собирается из себе подобных деталей, что в дальнейшем будет развито во множестве абстрактно-орнаментальных форм, и что позже, уже после смерти художника, будет названо фракталами. Ради того, чтобы заглянуть за пределы видимого и показать, как можно больше подробностей, он начинает выворачивать реальное пространство, играть с перспективой. Стремясь к широте охвата, выбирает высокие точки, виды с птичьего полета. От той же жажды объять необъятное – постоянные эксперименты со сферами. Изображая узнаваемые сооружения в странных ситуациях, например, тонущий готический собор, он подбирается к достоверному изображению невозможного. Идеально вычерченные, разлинованные как тетрадка по математике, элементы ренессансной архитектуры представляют «Другой мир» в гравюре 1947 года. Увлеченный «невозможными фигурами» физика Роджера Пенроуза, он не просто рисует его парадоксальную лестницу и треугольник, но выстраивает из них невероятные здания, существующие одновременно в нескольких измерениях. Эти конструкции, построенные из архетипических элементов мировой архитектуры – самые изощренные визуальные ловушки, возле которых надолго застревают зрители. Что дальше – что ближе, что внутри – что снаружи, что вогнуто – что выгнуто, и где же пространство совершает скачок в иное измерение? Этими загадками до сих пор интригую публику «Водопад», «Бельведер», «Спускаясь и поднимаясь», «Относительность», потрясающие архитектурные фантазии, породившие множество интерпретаций и реплик.

источник archplatforma.ru






(с) 2002-2024 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна