Получено из рассылки Архитектурного Клуба.
Подготовлены изменения в Закон об Архитектурной деятельности. Полагаем, что для всех нас небесполезно ознакомиться с главным документом, по которому будет осуществляться наша работа...


К №№ НМ-4283/3, НМ-4284/3
от 31.07.02
Главному архитектору Республики (края, области, автономных округов)
Главному архитектору города

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Госстрой России считает необходимым обсудить Федеральный закон от 17.11 1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» с участием представителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Госстрой России приступил к разработке проекта закона и по согласованию с Союзом архитекторов России и РААСН готовит в 2002 году проведение совместного совещания членов Координационных советов главных архитекторов субъектов Российской Федерации и главных архитекторов городов Российской Федерации, с целью выработки консолидированного мнения о содержании закона. Учитывая сжатые сроки на подготовку проекта федерального закона, Госстрой России просит оперативно подготовить Ваши предложения.
Одновременно направляем вариант проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», разработанный Минэкономразвития России для обсуждения его с заинтересованными организациями, проектными институтами, ведущими архитекторами региона и высказать мнение по данному проекту.
Ваши предложения просим направить по электронной почте на адрес:Е-mail:
arch1@gosstrov.gov.ru  или на факс (095) 930-73-01, (095) 930-15-80.
Это позволит нам своевременно и качественно подготовить окончательную редакцию проекта этого документа для обсуждения его на совещании. Время и место его проведения будет сообщено дополнительно.
Телефоны для связи: (095) 930-73-01, (095) 930-76-18.

Первый заместитель председателя
Госстроя России Н.В.Маслов

исп. Шевченко
930-15-80


Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
«Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»


Статья 1. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2001 года) (Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 года, № 47, ст. 4473, Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 года, № 1, ст. 2), изложив его в следующей редакции:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об архитектурной деятельности в Российской Федерации

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы архитектурной деятельности в Российской Федерации в целях обеспечения безопасной и благоприятной среды жизнедеятельности, признания, соблюдения и защиты прав и интересов человека, общества и государства, охраны окружающей среды, памятников истории и культуры.
2. Настоящий Федеральный закон призван стимулировать развитие архитектурного искусства, содействовать созданию и охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, природных ландшафтов.
3. Настоящий Федеральный закон определяет условия осуществления самостоятельной архитектурной деятельности, правовые основы создания и деятельности профессиональных объединений архитекторов, гарантии защиты авторских прав в области архитектуры.


Статья 2. Принципы правового регулирования архитектурной деятельности

Правовое регулирование архитектурной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами:
свободы творческой деятельности, недопустимости вмешательства в творческий процесс создания произведений архитектуры;
обеспечения прав и законных интересов человека, общества и государства; обеспечения охраны окружающей среды, памятников истории и культуры; гласности; защиты авторских прав.


Статья 3. Законодательство Российской Федерации об архитектурной деятельности

1. Законодательство Российской Федерации об архитектурной деятельности состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила правового регулирования архитектурной деятельности по сравнению с правилами, установленными настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.


Статья 4. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
архитектурная деятельность - деятельность по созданию архитектурных проектов и документации для строительства и (или) реконструкции, а также архитектурных объектов в целях обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, удобства и надежности зданий и сооружений, сохранения историко-культурного наследия городов и иных поселений;
архитектурный объект - здание, сооружение, комплекс зданий и (или) сооружений, их интерьеры, объект благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта;
архитектурный проект - документация, в которой зафиксирован авторский замысел архитектурного объекта, его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, комплексно учитывающая социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к архитектурному объекту в объеме, необходимом для реализации проекта;
аттестованный архитектор - физическое лицо, профессиональная квалификация и опыт которого соответствуют положениям стандартов профессиональной деятельности в области архитектуры и подтверждены прохождением аттестации в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом;
самостоятельная архитектурная деятельность - профессиональная деятельность физических лиц, осуществляемая на основании гражданско-правового или трудового договора, по оказанию услуг (выполнению работ) в области архитектуры, включающая в себя создание архитектурного проекта, руководство разработкой всех разделов проектной документации для строительства и (или) реконструкции, авторские надзор за строительством и (или) реконструкцией архитектурного объекта, консультационные и управленческие услуги в процессе строительства и (или) реконструкции, создание произведений архитектуры по авторскому договору (авторскому договору заказа - далее авторский договор). Самостоятельной архитектурной деятельностью также признается занятие должности главного архитектора в органе архитектуры и градостроительства.


Глава II. АРХИТЕКТУРНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 5. Правовой статус Архитектурной Палаты Российской Федерации

1. Архитектурная Палата Российской Федерации (далее - Федеральная Палата) является некоммерческой организацией и представляет собой общероссийское профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве архитекторов, имеющих квалификационный аттестации на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности в Российской Федерации (далее - аттестованных архитекторов).
Правовой статус Федеральной Палаты определяется настоящим Федеральным законом и уставом Федеральной Палаты.
2. Федеральная Палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления.
3. Федеральная Палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач.
4. В соответствии с настоящим Федеральным законом Федеральная Палата наделяется полномочиями по контролю за осуществлением самостоятельной архитектурной деятельности в Российской Федерации, выдает квалификационные аттестаты на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности, определяет ее соответствие установленным стандартам осуществления самостоятельной архитектурной деятельности.
5. Федеральная Палата имеет право от своего имени обжаловать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы Федеральной Палаты, любого из ее членов или группы членов Федеральной Палаты.


Статья 6. Членство в Федеральной Палате

Каждое лицо, признаваемое в соответствии с настоящим Федеральным законом аттестованным архитектором, является членом Федеральной Палаты.
Членами Федеральной Палаты также являются архитекторы, являющиеся действительными членами, членами-корреспондентами Российской Академии архитектуры и строительных наук. Российской Академии художеств и Международной Академии архитектуры, а также народные и заслуженные архитекторы Российской Федерации, получившие указанные звания за практическую архитектурную деятельность.


Статья 7. Устав Федеральной Палаты

Устав Федеральной Палаты должен определять место нахождения Федеральной Палаты, порядок управления ее деятельностью, порядок принятия органами управления Федеральной Палаты решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, сведения о филиалах и представительствах, условия членства в Федеральной Палате, порядок принятия стандартов осуществления самостоятельной архитектурной деятельности, ответственность членов Федеральной Палаты за нарушение устава Федеральной Палаты, стандартов осуществления самостоятельной архитектурной деятельности.


Статья 8. Имущество Федеральной Палаты

Имущество Федеральной Палаты формируется за счет имущества, переданного Федеральной Палате учредителями, членских взносов, добровольных пожертвований, доходов от предпринимательской деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.


Статья 9. Органы Федеральной Палаты

1 Высшим органом управления Федеральной Палаты является Конференция Федеральной Палаты, которая проводится с периодичностью и порядке, предусмотренными уставом Федеральной Палаты.
2. Конференция Федеральной Палаты формируется из представителей аттестованных архитекторов территориальных округов, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона. Один представитель избирается от десяти аттестованных архитекторов округа. Порядок избрания представителей аттестованных архитекторов определяется уставом Федеральной Палаты. Конференция Федеральной Палаты рассматривает и решает любые вопросы, относящиеся к компетенции Федеральной Палаты, избирает правление Федеральной Палаты, председателя и заместителей председателя правления, ревизионную комиссию.
При принятии решений Конференцией Федеральной Палаты правом голоса обладают только члены Федеральной Палаты.
3. Органами управления Федеральной Палаты также являются:
правление Федеральной Палаты;
председатель и заместители председателя правления Федеральной Палаты.
4. Конференция Федеральной Палаты в соответствии с уставом Федеральной Палаты избирает ревизионную комиссию.
5. В структуре Федеральной Палаты для осуществления возложенных на нее функций формируются следующие рабочие органы:
орган по разработке стандартов осуществления самостоятельной архитектурной деятельности;
орган по контролю за самостоятельной архитектурной деятельностью;
орган по разрешению споров с заказчиками;
иные органы, формируемые органами управления Федеральной Палаты.
6. В соответствии с порядком, установленным настоящим Федеральным законом при Федеральной Палате образуется квалификационная комиссия (далее - квалификационная комиссия Федеральной Палаты).


Статья 10. Окружные палаты

1. Федеральная Палата образует окружные палаты, осуществляющие закрепленные за ними полномочия в пределах территориальных округов, предусмотренных настоящей статьей.
2. Окружные палаты создаются и действуют в форме учреждений.
3. Федеральная Палата закрепляет за окружными палатами имущество, необходимое для осуществления их деятельности. Имущество, закрепленное Федеральной Палатой за окружными палатами, остается собственностью Федеральной Палаты. Права окружных палат на закрепленное. за ними имущество определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Председатели и заместители председателей окружных палат назначаются на должность и освобождаются от должности правлением Федеральной Палаты.
Структура и полномочия органов управления окружных палат определяются уставами этих палат, которые утверждаются правлением Федеральной Палаты.
5. В соответствии с порядком, установленным настоящим Федеральным законом при окружных палатах образуются квалификационные комиссии (далее - квалификационные комиссии окружных палат).
6. Окружные палаты образуются в следующих территориальных округах:
Центральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область. Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва.
Центр округа - г. Москва.
Северо-Западный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область. Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г.Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.
Центр округа - г.Санкт-Петербург.
Южный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия -Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.
Центр округа - г.Ростов-на-Дону.
Приволжский округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область. Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ.
Центр округа - г.Нижний Новгород.
Уральскии округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Центр округа - г. Екатеринбург.
Сибирский округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.
Центр округа - г. Новосибирск.
Дальневосточный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская, область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.
Центр округа - г. Хабаровск.


Статья 11. Полномочия Федеральной Палаты и окружных палат

1. Федеральная Палата осуществляет следующие полномочия:
разрабатывает и устанавливает обязательные для выполнения всеми членами Федеральной Палаты стандарты осуществления самостоятельной архитектурной деятельности, действующие на всей территории Российской Федерации;
представляет интересы Федеральной Палаты и ее членов в их отношениях с любыми государственными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
контролирует осуществление самостоятельной архитектурной деятельности своими членами на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации и установленных Федеральной Палатой стандартов осуществления самостоятельной архитектурной деятельности;
разрабатывает и устанавливает квалификационные требования, предъявляемые к лицам, желающим получить квалификационный аттестат на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности на территории Российской Федерации;
организует проведение квалификационных экзаменов;
организует и проводит стажировки и курсы профессиональной подготовки для лиц, желающих получить аттестат на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности;
осуществляет сбор, обработку и хранение информации о самостоятельной архитектурной деятельности членов Федеральной Палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном уставом и иными документами Федеральной Палаты;
ведет реестр аттестованных архитекторов и обеспечивает свободный доступ к включенным в такой реестр сведениям всех заинтересованных лиц;
участвует в разработке и экспертизе нормативных правовых актов, содержащих нормы регулирования архитектурной деятельности и контроля за ее осуществлением;
принимают меры к внесудебному урегулированию споров аттестованных архитекторов с заказчиками;
организует страхование гражданской ответственности аттестованных архитекторов;
содействует реализации прав членов Федеральной Палаты на социальное и иные виды обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
изучает рынок услуг в области архитектуры на всей территории Российской Федерации;
разрабатывает и утверждает примерные формы договоров в области архитектуры, а также разрабатывает предложения о минимальных ставках вознаграждений аттестованных архитекторов за оказание услуг (выполнение работ), авторских вознаграждений в области архитектуры на территории Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
координирует деятельность окружных палат;
осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом Федеральной Палаты.
2. Окружные палаты осуществляют следующие полномочия:
контролируют осуществление самостоятельной архитектурной деятельности на территории соответствующего округа;
при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации, стандартов осуществления самостоятельной архитектурной деятельности аттестованными архитекторами вносят в квалификационные комиссии при окружных палатах представления о приостановлении или прекращении действия квалификационных аттестатов на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности;
представляют интересы аттестованных архитекторов в их отношениях с любыми государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
организуют проведение квалификационных экзаменов;
организуют и проводят стажировки и курсы профессиональной подготовки для лиц, желающих получить аттестат на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности;
выдают квалификационные аттестаты на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности;
ведут реестр аттестованных архитекторов соответствующего округа;
принимают меры к внесудебному урегулированию споров аттестованных архитекторов с заказчиками на территории соответствующего округа;
участвуют в разработке и экспертизе нормативных правовых актов государственных органов субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего округа, содержащих нормы регулирования архитектурной деятельности и контроля за ее осуществлением;
содействуют реализации прав аттестованных архитекторов на социальное и иные виды обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
изучают рынок услуг в области архитектуры на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего округа;
осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставами окружных палат.


Статья 12. Обязанности Федеральной Палаты и окружных палат

1. Федеральная Палата обязана публиковать в общедоступных источниках следующие сведения:
стандарты осуществления самостоятельной архитектурной деятельности, принятые Федеральной Палатой;
перечень лиц, действие квалификационных аттестатов которых приостановлено или прекращено, а также перечень лиц. действие квалификационных аттестатов которых восстановлено.
2. Окружные палаты обязаны публиковать в общедоступных источниках на территориях соответствующих округов следующие сведения:
об аттестованных архитекторах округа;
перечень лиц, действие квалификационных аттестатов которых приостановлено или прекращено квалификационной комиссией окружной палаты, а также перечень лиц, действие квалификационных аттестатов которых восстановлено квалификационной комиссией окружной палаты соответствующего округа.


Статья 13. Права и обязанности члена Федеральной Палаты

1. В своей деятельности член Федеральной Палаты обязан:
соблюдать законодательство Российской Федерации, стандарты осуществления самостоятельной архитектурной деятельности, принятые Федеральной Палатой;
предоставлять Федеральной Палате информацию о своей самостоятельной архитектурной деятельности в объеме и порядке, предусмотренными уставом Федеральной Палаты;
уплачивать членские взносы в размере и порядке, установленными. уставом Федеральной Палаты.
2. Член Федеральной Палаты вправе:
принимать участие в деятельности Федеральной Палаты в порядке, предусмотренном уставом Федеральной Палаты;
вносить в органы управления Федеральной Палаты предложения по совершенствованию ее деятельности и требовать их рассмотрения в порядке, предусмотренном уставом Федеральной Палаты.


Глава III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 14. Условия осуществления самостоятельной архитектурной деятельности

Самостоятельная архитектурная деятельность может осуществляться лицами, профессиональная квалификация и опыт которых соответствуют положениям стандартов профессиональной деятельности в области архитектуры и подтверждены прохождением аттестации в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 15. Требования, предъявляемые к организации, оказывающей услуги (выполняющей работы) в области архитектурной деятельности, а также к главным архитекторам органов архитектуры и градостроительства

1. Организация, оказывающая услуги (выполняющая работы) в области архитектурной деятельности, при проектировании зданий, сооружений вправе допускать к непосредственному осуществлению указанных услуг (работ) только аттестованного архитектора, состоящего с указанной организацией в трудовых отношениях или привлеченного по гражданско-правовому договору.
2. Организация, оказывающая услуги (выполняющая работы) в области архитектурной деятельности обязана страховать риск гражданской ответственности, связанной с осуществлением указанных услуг (выполнением работ).
3. Органы архитектуры и градостроительства возглавляют главные архитекторы. Кандидатура главного архитектора отбирается в установленном порядке на конкурсной основе из числа аттестованных архитекторов и утверждается соответствующим органом исполнительной власти.
В городах и иных поселениях с населением менее пятидесяти тысяч жителей (за исключением городов-курортов и исторических городов) и в иных муниципальных образованиях при отсутствии аттестованных архитекторов должность главного архитектора может занимать лицо, имеющее высшее или среднее архитектурное образование.
4. Организация, осуществляющая исключительно разработку документации для строительства и (или) реконструкции архитектурных объектов жилищно-гражданского назначения и возглавляемая аттестованным архитектором может по ходатайству окружной палаты получить лицензию на проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности без представления дополнительных документов, подтверждающих квалификацию работников и независимой оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.


Статья 16. Самостоятельная архитектурная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранные граждане, лица без гражданства осуществляют самостоятельную архитектурную деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. При отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только совместно с аттестованным архитектором - гражданином Российской Федерации.


Статья 17. Страхование риска гражданской ответственности аттестованных архитекторов

1. Страхование риска гражданской ответственности аттестованных архитекторов является условием, обеспечивающим защиту прав заказчиков и третьих лиц и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Наличие у аттестованного архитектора страхового полиса является обязательным условием для заключения договоров об оказании услуг (выполнении работ), авторского договора, связанных с осуществлением самостоятельной архитектурной деятельности.
Договоры об оказании услуг (выполнении работ), авторские договоры, связанные с осуществлением самостоятельной архитектурной деятельности, при отсутствии у аттестованного архитектора страхового полиса могут быть признаны - недействительными по иску заинтересованного лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.


Глава IV. АТТЕСТАЦИЯ АРХИТЕКТОРОВ

Статья 18. Архитектурная деятельность, не требующая прохождения аттестации

Не требует прохождения аттестации:
архитектурная деятельность под руководством аттестованного архитектора;.
архитектурная деятельность по объектам, не требующим в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительстве разрешения на строительство;
участие в конкурсе на архитектурный проект, если условиями конкурса не предусмотрено иное.


Статья 19. Порядок прохождения аттестации

1. Аттестация осуществляется квалификационными комиссиями окружных палат, создаваемых в порядке, определяемом Федеральной Палатой, отдельно по следующим видам архитектурных объектов:
градостроительные объекты;
объекты жилищно-гражданского назначения;
инженерные и транспортные сооружения;
объекты благоустройства и садово-паркового искусства;
интерьеры зданий.
Аттестация одновременно по всем видам архитектурных объектов осуществляется квалификационной комиссией Федеральной Палаты.
2. Аттестация проводится в форме сдачи квалификационного экзамена.
3. Квалификационная комиссия окружной палаты формируется исходя из принципа равного в ней представительства членов Федеральной Палаты, представителей органов по архитектуре и градостроительству субъектов Российской Федерации, входящих в округ, представителей учебных и (или) научных организаций в области архитектуры, градостроительства и строительных наук, представителей общественных объединений архитекторов.
Количественный состав квалификационной комиссии окружной палаты не может быть менее восьми членов.
Членами квалификационной комиссии окружной палаты могут быть лица, имеющие опыт работы в области архитектурной деятельности и градостроительства менее пяти лет.
Заседания квалификационной комиссии созываются окружной палатой по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов квалификационной комиссии окружной палаты.
Решения квалификационной комиссии окружной палаты принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.
3. По результатам квалификационного экзамена квалификационная комиссия окружной палаты вправе выдать квалификационный аттестат на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности по конкретному виду архитектурных объектов.
4. Квалификационные комиссии окружных палат вправе приостанавливать или прекращать действие выданных ими квалификационных аттестатов на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
5. Решения о приостановлении или прекращении действия квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности, об отказе в допуске к прохождению квалификационного экзамена либо об отказе в выдаче квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности, а также любые другие действия (бездействие) квалификационной комиссии окружной палаты могут быть обжалованы в квалификационную комиссию Федеральной Палаты или суд. Обжалование действий (бездействия) квалификационной комиссии окружной палаты в квалификационную комиссию Федеральной Палаты не препятствует возможности обращения с соответствующей жалобой в суд.
6. Квалификационная комиссия Федеральной Палаты формируется исходя из принципа равного в ней представительства членов Федеральной Палаты, представителей федерального органа исполнительной власти по архитектуре и градостроительству, представителей Российской академии архитектуры и строительных наук, представителей общественных объединений архитекторов.
Квалификационная комиссия Федеральной Палаты рассматривает жалобы на действия (бездействие) квалификационных комиссий окружных палат.
Количественный состав квалификационной комиссии Федеральной Палаты могут быть лица, имеющие опыт работы в области архитектуры и градостроительства не менее десяти лет.
Заседания квалификационной комиссии Федеральной Палаты созываются Федеральной Палатой по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов квалификационной комиссии Федеральной Палаты.
Решения квалификационной комиссии Федеральной Палаты принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.
7. По результатам квалификационного экзамена квалификационная комиссия Федеральной Палаты вправе выдать квалификационный аттестат на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности по всем видам архитектурных объектов.
8. Квалификационная комиссия Федеральной Палаты вправе приостанавливать или прекращать действие выданных ею квалификационных аттестатов на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
9. Решения о приостановлении или прекращении действия квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности, об отказе в допуске к прохождению квалификационного экзамена либо об отказе в выдаче квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности, а также любые другие действия (бездействие) квалификационной комиссии Федеральной Палаты могут быть обжалованы в суд.


Статья 20. Квалификационные требования

1. К сдаче квалификационного экзамена может быть допущен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее архитектурное образование, стаж работы по специальности под руководством аттестованного архитектора не менее двух лет.
2. В исключительных случаях к сдаче квалификационного экзамена может быть допущено лицо, не имеющее высшего архитектурного образования, при наличии стажа работы в области архитектурной деятельности не менее десяти лет.


Статья 21. Допуск к квалификационному экзамену

1. Лицо, отвечающее квалификационным требованиям, указанным в статье 20 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в квалификационную комиссию с заявлением о допуске к квалификационному экзамену.
2. Заявитель представляет в квалификационную комиссию следующие документы:
копию документа, удостоверяющего его личность;
анкету по форме, устанавливаемой Федеральной Палатой;
копию трудовой книжки или иных документов, подтверждающих стаж работы по специальности;
копию документа, подтверждающего получение высшего архитектурного образования, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 20 настоящего Федерального закона;
рекомендации двух аттестованных архитекторов.
Заявитель вправе приложить к представляемым документам иллюстративные и любые другие материалы, дающие представление о его профессиональной квалификации и практическом опыте в области архитектурной деятельности, в объеме по собственному усмотрению.
3. Квалификационная комиссия при необходимости организует в срок не более двух месяцев проверку достоверности сведений, представленных заявителем. В ходе проверки указанных сведений квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы и организации с просьбой о проверке либо подтверждении достоверности указанных заявителем сведений. Указанные органы и организации обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки либо подтвердить достоверность сведений не позднее чем через месяц со дня получения соответствующей просьбы квалификационной комиссии.
4. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске заявителя к квалификационному экзамену либо об отказе в допуске заявителя к квалификационному экзамену. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть принято в случаях:
несоответствия заявителя квалификационным требованиям, указанным в статье 20 настоящего Федерального закона;
непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;
предоставления квалификационной комиссии заведомо недостоверных сведений.
5. Запрещается отказ в допуске к квалификационному экзамену по причинам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом.


Статья 22. Квалификационный экзамен

1. Квалификационный экзамен проводится в устной и письменной форме.
2. Перечень вопросов, предлагаемых сдающим квалификационный экзамен, а также положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки квалификации заявителей разрабатываются Федеральной Палатой.
3. Заявитель, не выдержавший квалификационный экзамен, допускается к его повторной сдаче не ранее чем через год.


Статья 23. Выдача квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности

1. В случае успешной сдачи квалификационного экзамена заявителю выдается квалификационный аттестат на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности. Выдача квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности влечет за собой прием в члены Федеральной Палаты.
2. Квалификационный аттестат содержит указание на конкретный вид архитектурных объектов, по которому осуществлена аттестация заявителя.
Квалификационный аттестат, выдаваемый Федеральной Палатой, содержит указание о том, что аттестация заявителя осуществлена по всем видам архитектурных объектов.
3. Срок действия квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности не ограничен.


Статья 24. Статус аттестованного архитектора

1. Аттестованный архитектор вправе в соответствии со своей профессиональной квалификацией, подтвержденной квалификационным аттестатом на право осуществления самостоятельной архитектурной деятельности, оказывать услуги (выполнять работы), выступать стороной авторского договора в области архитектурной деятельности на всей территории Российской Федерации как в качестве работника организации, осуществляющей архитектурную деятельность, так и от собственного имени на основании гражданско-правового договора.
2. Аттестованный архитектор является членом Федеральной Палаты.
3. Разработанная аттестованным архитектором от собственного имени проектная документация рассматривается органами государственного контроля (надзора) в том же порядке, что и проектная документация, выпущенная от имени организации, оказывающей услуги (выполняющей работы) в области архитектурной деятельности.
4. Аттестованный архитектор имеет личную именную печать, с указанием на членство в Федеральной Палате. Личной именной печатью аттестованного архитектора снабжается выпускаемая им проектная документация.
5. В своей деятельности аттестованный архитектор обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, стандартов осуществления самостоятельной архитектурной деятельности.


Статья 25. Приостановление действия квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности

1. Действие квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности приостанавливается в случаях:
подачи аттестованным архитектором заявления о приостановлении действия выданного ему аттестата на срок не более пяти лет;
рассмотрения вопроса о прекращении действия квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности соответствующей квалификационной комиссией;
признания аттестованного архитектора безвестно отсутствующим в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
нарушения аттестованным архитектором требований законодательства Российской Федерации об архитектуре и градостроительстве, стандартов осуществления самостоятельной архитектурной деятельности, устава Федеральной Палаты.
2. Действие квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности приостанавливается по основаниям указанным:
в абзаце 2 пункта 1 настоящей статьи - до истечения срока, указанного в заявлении;
в абзаце 3 пункта 1 настоящей статьи - до решения квалификационной комиссией вопроса по существу;
в абзаце 4 пункта 1 настоящей статьи - до вынесения решения суда об отмене решения о признании аттестованного архитектора безвестно отсутствующим;
в абзаце 5 пункта 1 настоящей статьи - на срок до одного года.
3. Решение о приостановлении действия квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности принимает квалификационная комиссия, выдавшая его. О принятом решении квалификационная комиссия в течение 10 дней извещает в письменном виде аттестованного архитектора, действие квалификационного аттестата которого приостанавливается, а также Федеральную Палату.
В случае, предусмотренном абзацем 4 пункта 1 настоящей статьи, квалификационная комиссия извещает о принятом ею решении близких родственников архитектора, действие квалификационного аттестата которого приостанавливается, а также Федеральную Палату.


Статья 26. Прекращение и восстановление действия квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности

1. Действие квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности может быть прекращено в случаях:
подачи соответствующего заявления аттестованным архитектором, которому был выдан квалификационный аттестат;
вступления в законную силу решения суда о признании аттестованного архитектора недееспособным или ограниченно дееспособным;
смерти аттестованного архитектора;
вступления в законную силу решения суда об объявлении аттестованного архитектора умершим;
вступления в законную силу приговора суда о признании аттестованного архитектора виновным в совершении умышленного преступления;
грубого нарушения аттестованным архитектором требований законодательства Российской Федерации об архитектуре и градостроительстве, стандартов осуществления самостоятельной архитектурной деятельности;
выявления после сдачи квалификационного экзамена обстоятельств, препятствовавших допуску к квалификационному экзамену;
исключения аттестованного архитектора из членов Федеральной Палаты в соответствии с ее уставом;
истечения срока, указанного в заявлении аттестованного архитектора о приостановлении действия квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности.
2. Действие квалификационного аттестата на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности может быть восстановлено в случаях, когда оно прекращалось по основаниям, указанным в абзацах 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Восстановление действия квалификационного аттестата производится на основании, соответственно, решения суда о признании аттестованного архитектора дееспособным или на основании решения суда об отмене решения о признании его ограниченно дееспособным либо об объявлении его умершим.


ГЛАВА V. АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
АРХИТЕКТУРЫ

Статья 27. Правовое регулирование авторского права на
произведения архитектуры

1. Отношения, возникающие при создании и использовании произведения архитектуры как объекта авторского права, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, а также разработанная на его основе документация для строительства и (или) реконструкции а также архитектурный объект.
3. Физическое лицо, в результате творческого труда которого создан архитектурный проект, признается автором архитектурного проекта. Указанному лицу принадлежит также авторское право на разработанную на основе архитектурного проекта документацию для строительства и (или) реконструкции и на архитектурный объект.
4. Лица, оказывающие автору произведения архитектуры техническую, консультационную, организационную помощь либо осуществляющие организацию проектирования и (или) строительства (реконструкции), надзор за выполнением указанных работ, не могут быть признаны соавторами произведения архитектуры, если иное не установлено законом.


Статья 28. Имущественные права автора произведения архитектуры

1. Автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать свой архитектурный проект или разрешать его использование путем разработки документации для строительства (реконструкции) и строительства либо реконструкции архитектурного объекта.
2. Автор архитектурного проекта может требовать от заказчика архитектурного проекта права на участие в реализации своего проекта, если иное не предусмотрено законом или договором. Условия и порядок участия автора архитектурного проекта в реализации своего проекта определяются законом или договором.
3. Автор архитектурного проекта имеет также исключительное право осуществлять и (или) разрешать воспроизведение, распространение, публичный показ и переработку своего архитектурного проекта, разработанной на его основе документации для строительства (реконструкции), а также изображений архитектурного объекта, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Передача исключительных прав, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, осуществляется на основании договоров.
5. Использование архитектурного проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан, архитектурный проект. При этом архитектурный проект, а также выполненная на его основе документация для строительства (реконструкции) могут быть использованы повторно исключительно с согласия автора архитектурного проекта или его правообладателя, если иное не установлено законом, с обязательной выплатой автору или его наследникам авторского вознаграждения.


Статья 29. Личные неимущественные права автора произведения архитектуры

1. Автор архитектурного проекта имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства (реконструкции) и авторского надзора за строительством архитектурного объекта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и актами Архитектурной палаты Российской Федерации.
2. Автор архитектурного объекта вправе требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект.
3. Иные личные неимущественные права автора произведения архитектуры регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.


Статья 30. Авторское право на произведения архитектуры, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания

Договор между работодателем и автором должен содержать предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации положения об урегулировании имущественных прав по использованию произведения архитектуры созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.


Статья 31. Изменения архитектурного проекта

1. Изменения архитектурного проекта при разработке документации для строительства (реконструкции) и (или) при строительстве (реконструкции) архитектурного объекта производятся исключительно с согласия автора архитектурного проекта или его правообладателя, а в случае отклонения от требований проекта, на основании которого получено разрешение на строительство и (или) реконструкцию также по согласованию с соответствующим государственным муниципальным) органом архитектуры и градостроительства.
2. Заказчик (застройщик) либо подрядчик с согласия автора архитектурного проекта вправе не привлекать его к разработке документации для строительства (реконструкции) и к авторскому надзору за строительством (реконструкцией) архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений.
3. Если автор архитектурного проекта выявит отступления от проекта при его реализации, то он вправе принять меры по предотвращению нарушения авторского права на произведение архитектуры в соответствии с действующим законодательством.


Статья 32. Изменения архитектурного объекта

1. Изменения архитектурного объекта (достройка, перестройка, перепланировка) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором на создание и использование архитектурного проекта.
2. Изменения архитектурных объектов, строительство которых в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации требует разрешения на строительство, осуществляются в порядке, установленном статьей 31 настоящего Федерального закона.
3. Порядок изменений архитектурных объектов, удостоенных государственных и иных наград в области архитектуры, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства.
4. Работы по реконструкции, реставрации и ремонту памятников истории и культуры, состоящих на государственном учете, а также работы по строительству, ремонту, реконструкции объектов в зонах охраны, установленных в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации, осуществляются в порядке, определяемом законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры.
5. Надзор за соблюдением положений настоящей статьи осуществляется органами, уполномоченными в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство (реконструкцию).

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 33. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение 'настоящего Федерального закона граждане и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 34. Ответственность членов Федеральной Палаты

1. Члены Федеральной Палаты за нарушение настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации, положений устава Федеральной Палаты и принимаемых в соответствии с ним документов, стандартов осуществления самостоятельной архитектурной деятельности могут нести ответственность, установленную настоящим Федеральным законом, уставом Федеральной Палаты и принимаемыми в соответствии с ним документами Федеральной Палаты.
2. Порядок привлечения к ответственности членов Федеральной Палаты в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, виды нарушений и взыскания за их совершение устанавливаются уставом Федеральной Палаты и принимаемыми в соответствии с ним документами Федеральной Палаты.

ГЛАВА VII. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 35. Международное сотрудничество в области архитектурной деятельности

Участие Архитектурной Палаты Российской Федерации в международных отношениях, международных договорах, международных объединениях и координация внешнеэкономических связей членов Архитектурной Палаты Российской Федерации в области архитектурной деятельности осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации

ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36. Создание Федеральной Палаты

1. Вопросы создания Федеральной Палаты и утверждения ее устава решаются на учредительном собрании. В заседании учредительного собрания принимают участие представители лиц имевших по состоянию на 10 февраля 2002 года лицензию на осуществление архитектурной деятельности. Учредителем Федеральной Палаты является также общероссийская общественная организация «Союз архитекторов России».
2. Организация выборов представителей возлагается на общероссийскую общественную организацию «Союз архитекторов России» и его региональные организации. Указанные представители выбираются исходя из необходимости представления интересов сообществ архитекторов всех субъектов Российской Федерации. Учредительное собрание считается правомочным, если в его заседании участвуют не менее двух третей избранных представителей. Федеральная Палата считается созданной с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация Федеральной Палаты осуществляется в порядке, установленном для регистрации общественных объединений.
3. Членами Федеральной Палаты после ее государственной регистрации становятся лица имевшие по состоянию на 10 февраля 2002 года лицензию на осуществление архитектурной деятельности.

Статья 37. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 38. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом».
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации


Ответить...

Ваше имя :
Ваш  mail :

Ваш ответ :


Напишите словом: сколько будет 2 плюс 3 ?


Обсуждения...

02.04.2003,  :
Что делать с ранее выданными лицензиями?Разве имея опыт работы и будучи аттестованными ранее, необходимо постоянно доказывать, что ты не потерял квалификацию?На это уходит уйма времени и сил, которые творческий человек более удачно потратил бы на любимую работу, а не на прохождение чиновничьих барьеров...
15.02.2003,  :
Союз архитекторов "кинул" лицензированных архитекторов!!!!
09.01.2003,  :
все согласны с президентом? полный консенсус:)


(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру

www.SibDESIGN.ru архитектура дизайн интерьеров проектирование дизайн интерьер в новосибирске