ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА РЕКТОРУ НГАХА
по материалам социологического исследования «Что такое профессия «АРХИТЕКТОР» сегодня и завтра? Каким должно быть сегодня архитектурное образование?»

Статья Макаровой О.Н. и Чунтонова В.С.

ВВЕДЕНИЕ

Также как управление любым объектом управление образованием предполагает его планирование, сам образовательный процесс, отслеживание результатов, сравнение их с планом, анализ расхождений и выработка коррективов для последующего планирования.
Из перечисленных выше этапов управления традиционно менее развит этап отслеживания результатов, их анализ и использование этого в новом планировании. Результатом образовательного процесса являются его выпускники.
Данная работа выполнена по заказу ректора и имеет цель – дополнить недостающей информацией процесс управления развитием архитектурного образования по направлению «архитектурный менеджмент ».

Данный документ базируется на результатах социологического исследования «Что такое профессия «АРХИТЕКТОР» сегодня и завтра? Каким должно быть сегодня архитектурное образование?»,в котором участвовали ведущие специалисты архитектурного дела в Новосибирске, составляющие «костяк» профессии. Документ предназначен для руководителей и ведущих специалистов НГАХА, участвующих в планировании образовательного процесса.

КОНСТАТИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ

Цель архитектурного образовательного процесса – воспроизводство профессии архитектора.
Само понятие профессии «АРХИТЕКТОР» включает в себя и организационные формы ее существования в обществе, которые меняются во времени в зависимости от государственного и общественного понимания роли архитектора во взаимоотношениях с другими профессиями.
Образовательное учреждение является исполнителем заказа на архитектурное образование ( со стороны государства и/или общества) необходимое в данный исторический период в данной стране.
Сегодня образовательная программа НГАХА включает две части: традиционная архитектурная и новая- дизайнерская (подразумевается ДАС). Далее пойдет речь об обобщенном понятии профессии “Архитектор”, включающей в себя разные специализации, в том числе по дизайну архитектурной среды ( «Чистые» дизайнеры без достаточной архитектурной подготовки на архитектурном рынке практически не востребованы).
Основа традиционной архитектурной части состоит из осмысленного государственного заказа более 50-летней давности, когда весь результат образовательного процесса (выпускники) забирались заказчиком в свою систему проектных институтов со своими ступенями дальнейшего их доучивания в процессе работы. Рынка вакансий, то есть альтернативы в становлении архитектора-профессионала практически не было. (Архитектурные подработки «на стороне» носили характер «шабашки»). Можно сказать, что почти 100% вакансий архитектурного рынка предоставляли проектные институты.
Образовательная программа полностью удовлетворяла госзаказ. В советское время система архитектурного образования не выполняла функций воспроизводства костяка профессии, пассивно отдавая это случаю, судьбе, практике, комсомолу.
В 90-ые годы происходит резкое изменение картины архитектурного рынка, которое меняет понимание профессии АРХИТЕКТОРА. Сегодня архитектор может реализовываться как:
Свободный художник
Аналог организационно-правовой формы «ЧП (частный предприниматель)». Формально может быть не зарегистрированным. В одном лице сосредотачивает многие функции. Заказчика ищет самостоятельно.
Член бригады свободных художников
Ситуация возникает когда один «свободный художник» не может справиться с заказом. Часть работ, с которыми он не справляется, передает другому архитектору или дизайнеру. Функцию руководителя свободной бригады берет тот архитектор, который нашел заказ и соответственно распределяет его между другими. После выполнения заказа бригада распадается.
Руководитель или член студии
Весьма близка к организационно-правовым формам «ТОО», «ООО», «Кооператив».
Несколько «свободных художников» объединяются в более-менее формализованную организационную структуру. Кооперация происходит по поводу совместной эксплуатации или аренды помещения, телефона, оргтехники, юридически-правовой стороны дела (общий бухгалтер, общий администратор с весьма ограниченной функцией). Поиск заказчиков, встречи, контакты с ними - личное дело каждого архитектора или дизайнера студии. Излишек работы, которую не может потянуть один архитектор, распределяется внутри студии. В этом случае функция руководителя мигрирует между членами студии.
Руководитель или член мастерской
Похожа на организационно-правовую форму «АОЗТ», «ЗАО». Более формализованная организационная структура. Прежде всего – это мастерские, отколовшиеся от бывших проектных институтов. Мастерские созданные по модели бывшими работниками проектных институтов имеющих соответствующий опыт управления. Костяк мастерской может предстать в виде нескольких типов:
Руководитель (архитектор).
Руководитель - заместитель. Заместитель может быть не архитектором.
Партнеров. Сложно разобрать кто руководитель, кто заместитель. Эти функции могут между ними перемещаться.
Поиск, контакты с заказчиками других архитекторов мастерской только через руководителя. Дальнейшее распределение заказов внутри мастерской и соответственно финансов также только через руководителей.

Внутренняя организационная структура мастерской может быть разной.

ГАП-ГИП. К ГАПам при переизбытке работы могут подключаться архитекторы-помощники. Группы архитекторов с руководителем. Мастерская может включать специалистов смежников (не архитекторов) или отдавать смежные работы «на сторону».
Руководитель или работник проектного института гражданского профиля
Весьма близка к организационно-правовой форме «АОЗТ», «ОАО».
Проектный институт - следующий шаг в усложнении организационных структур. Создается при наличии постоянных выходов на большие заказы, или на очень много более мелких заказов.
Организационная структура верхнего звена (надстройка над мастерскими):
Руководитель проектного института – архитектор.
Заместители как архитекторы, так и не архитекторы.
Основная единица проектного института – мастерская. Мастерская в проектном институте отличается от «свободной мастерской». Часть функций урезается. Руководитель мастерской в проектном институте становится средним звеном. Руководитель мастерской организационно зависимым, забота о поиске заказов может отсутствовать. Заказ в мастерскую «спускается сверху». Кроме архитектурных мастерских проектный институт включает смежные отделы, позволяющие осуществлять полный цикл проектирования.
Руководитель или работник проектного института промышленного профиля
Также весьма близка к организационно-правовой форме «АОЗТ», «ОАО». Также создается при наличии постоянных выходов на большие заказы, или на очень много более мелких заказов. Руководитель проектного института – не архитектор. Имеет заместителей. Лишь один из них является архитектором. Эта должность называется – «главный архитектор института». Наряду с многочисленными не архитектурными отделами включает архитектурные отделы. Архитектурный отдел по организационной структуре может быть весьма близок к вышеуказанным мастерским.
Архитектор (дизайнер) в фирме-производителе или другой фирме
Эта ситуация более характерна для дизайнеров. Имеется в виду следующие фирмы:
Строительная фирма.
Фирма по эксплуатации жилья(кондоминиумов)
Мебельная фирма.
Типография (издательство).
Фирма по выпуску окон, дверей.
Завод пластмасс.
Завод металлоконструкций.
И т. д.
Из непроизводящих фирм могут быть:
Рекламная фирма.
Казино.
Предприятие торговли.

В организационном смысле выделенные ситуации могут повториться с соответствующей адаптацией. Адаптация к фирме «свободного художника» идет в сторону существенного преобразования свободы «художника». Фирму в этом случае привлекает универсальность, многофункциональность свободного архитектора или дизайнера. Это случай, когда фирма не может позволить себе многолюдной мастерской.
В фирме-производителе может существовать в адаптированном виде «Студия». Заказы спускаются сверху. Отдельные дизайнеры организационно не связаны друг с другом. Их работа идет параллельно.
Тоже относиться и к структуре «мастерская», она также может быть адаптирована применительно к нуждам производящей фирмы. Например, проектно-строительная фирма «Сибирь».
Архитектор (дизайнер) на службе у заказчика
Усеченная форма «архитектора (дизайнера) на службе у производителя». Заказчик самостоятельно выполняющий проектную функцию, в том числе архитектурную или дизайнерскую становится самостоятельным производителем.
«Архитектор (дизайнер) на службе у заказчика» формулирует задания применительно к предыдущим ситуациям. Контролирует ход выполнения задания, контактируя с архитекторами-подрядчиками (проектных работ). Контактирует с «архитекторами на службе у государства» и соответствующими службами. Контролирует ход исполнения работ. По количеству вовлеченных в службу заказчика архитекторов – это 1 – 2 человека, которые сотрудничают по службе с неархитекторами.
Архитектор (дизайнер) на государственной службе
Архитекторы в комитетах по строительству и архитектуре (уровень правительства). Общая нормативная база. Главные архитекторы, художники областей, городов, районов. Контроль и регулирование территориальной и имиджевой экспансии субъектов (фирм), лиц, на соответствующих территориях.

Для самостоятельной полноценной работы во всех перечисленных формах необходимы не только художественная, но и другие формы подготовки: менеджерская, маркетинговая, юридическая, нормативно-правовая, экономическая. Отсутствие такой подготовки у наших выпускников резко сужает их возможности в трудоустройстве, практически – это работа по найму, и в сегодняшней нецивилизованной ситуации на рынке труда ,как называют сами студенты это – «идти в рабство». Некоторые из выпускников может быть и смогли бы сами как-то адаптироваться на рынке на основе своих природных данных, но сито наших вступительных экзаменов таких людей не пропускает. Кстати, уменьшение мужской составляющей в нашем студенчестве не случайно. Это еще один результат и показатель нашего ухода от потребностей рынка.
Проектные институты, которых более-менее устраивает образование наших выпускников, сами оказались в кризисе и их не берут, да и их доля на рынке сократилась более чем в 10 раз. Учитывая амбиции наших выпускников сложившаяся ситуация приводит их к уходу из профессии, к личностной ломке.
Так как это продолжается уже не один год сама ситуация на архитектурном рынке, в том числе в самой образовательной системе, становится все более «взрывоопасной». После взрыва, архитектурное образование может вообще исчезнуть. В этом случае профессия откатится к средневековой форме воспроизводства в мастерских, то есть на 500 лет назад. (Что удивительно, никто из опрашиваемых ,а среди них- наши штатные и внештатные преподаватели, не сказал об экономических, политических (статусных) проблемах самой образовательной системы. Это делает честь терпению, покладистости, деликатности преподавателей.
В ближайшем будущем ситуация на архитектурном рынке еще более обострится в связи с московской (а вместе с ними и зарубежной) экспансией. Отдельные факты этого есть уже сегодня.
Стремление архитектурного факультета Сибстрина выделиться в самодостаточное учреждение не закончилось образованием НГАХА. Этот маховик противостояния СИБСТРИНУ отклонил НГАХА еще дальше в художественную сферу (новые специальности, программы, введение узкоспециализированных, художественных приемных экзаменов).
За последние 10 лет требуемая на рынке профессия архитектора и профессия архитектора, подготавливаемая в НГАХА, развивались в противоположных направлениях: рынок в сторону уменьшения художественной составляющей за счет появления других, академия – в сторону ее увеличения. Тем самым образовательная система НГАХА стала активно противодействовать формированию основного «костяка» архитектурной профессии.
В чем это проявляется?
Профессиональную систему пытаются заполнить только «художниками». Надо думать архитектура, дизайн, градостроительство в скором времени превратиться в художественную галерею с развешанными по стенам красивыми картинками-мечтами. При таких приемных экзаменах, в архитектурную систему не пропускаются коммуникаторы, организаторы, рационально настроенные (умеющие считать и просчитывать не только конструкции).
Каковы опасности для архитектурной профессии?
Попробуйте ответить на следующие вопросы. Кто будет руководить завтра проектной мастерской, студией? Кто возглавит через 10 – 20 лет вуз, деканат, кафедру? Кто будет налаживать коммуникацию со смежниками? Кто напишет учебник, пособие? Кто будет озабочен законодательством? Художники, умеющие только рисовать композиции, головы и натюрморты? «Художник» скорее всего, уйдет из архитектурной, дизайнерской, тем более градостроительной профессии, скорее станет певцом, музыкантом, столкнувшись с неподатливостью смежников-проектировщиков, крепким национальным жаргоном строителей, рабочих цеха, непробиваемостью государственных органов, присутствием-отсутствием всегда самозанятых чиновников. Вернется к любимому холсту и любимому занятию по развешиванию картинок на стенах.

Вы думаете, места, покинутые «экзальтированными художниками» останется пустыми?

Нет. Они будут заняты выпускниками «Сибстрина», «Водника», «НИИЖТА», «НЭТИ», «Геодезического», «Экономического». Такая замена уже реально идет. НГАХА сегодня «смирилась» с такой раскладкой ролей. В программе курс «Экономика архитектуры» отдан под крыло кафедры организации строительного производства. Но стратегически необходимо, чтобы последнее слово в архитектурно-строительном деле оставалось за архитектором, представляющим красоту, гармонию, человека.
А куда тогда идет НГАХА? Какую профессию воспроизводит сегодня и будет воспроизводить завтра? Скорее всего не архитектурную, а художественную (мечту о красоте). Если это так, то лучше делать это осознано и название ВУЗа надо приводить в соответствие, то есть называться художественно-архитектурной или просто художественной академией, дабы не вводить в заблуждение абитуриентов и их родителей и исключить их недоумение, а иногда и возмущение после 6 лет обучения. Если НГАХА хочет сохранить свою традиционную основную ориентацию, то всю образовательную программу необходимо пересматривать и модифицировать. Ниже приводятся некоторые обобщенные предложения, основанные также на материалах проведенного исследования.

Предложения

Предложения касаются решения проблем возникших между образовательной системой и изменившейся экономической, политической ситуацией, в которые реально встроена «профессиональная практика», приспособление образования к ситуации, к управляющим воздействиям рынка.
В образовании есть масса других проблем, в том числе своих внутренних. Например, проблема вялотекущего распада образовательной системы, многосторонняя проблема организационного взаимоотношения преподавателей и студентов, проблема неэффективного использования времени лекции или «проекта», неэффективность такой формы обучения как «лекция», неэффективность организации дисциплины «проект» и т. д. Все эти проблемы и им подобные, а также предложения их решения нами оставляются за рамками.

Основное образование


Для решения проблемы приведения законсервированной образовательной системы и изменившейся экономической и политической ситуацией необходим сквозной цикл лекционно-практических курсов с общей тематикой «организация профессии».

1 – 2 год обучения

На первой ступени обучения издавна существует курс «Введение в профессию». При некоторой трансформации понятия «профессия» таковой курс может выполнять функцию первой «менеджмент-прививки».
Программные части такового курса следующие.
История профессии. Формы организации архитектурного дела. Системы образования, способы воспроизводства профессии. Основные трактаты. Исторические трансформации в статусе архитектора, дизайнера, градостроителя, а также в целом профессии.
Программной основой такого курса может служить книга И. С. Николаева «Профессия архитектора». Первотолчком для написания этой книги послужил читаемый им курс «Введение в профессию».

3 – 4 год обучения

Курс «Современная организация профессии архитектора, дизайнера, градостроителя».
Такой курс можно рассматривать как вторую «менеджмент – прививку». На данный момент времени он отсутствует. Отличается от предыдущего тем, что должен делать упор на нынешнее состояние профессии, а не на ее прошлое, на нынешнюю организацию профессии. Ту, которую молодой архитектор или дизайнер застанет, выйдя через год-два за стены ВУЗа.
Частично решаемая курсом проблема: - некоторые студенты после окончания ВУЗа обнаруживают, что они не продаваемый (залежавшийся) товар. Курс должен ответить на вопрос: «Какие есть возможности профессионально применить себя (продаться) в реально существующих организационных, экономических, правовых, политических условиях?». Основными или некоторыми программными частями такого курса могут быть:
Общее представление о современном состоянии архитектурного, дизайнерского, градостроительного дела.
Общее представление о фирме (организации).
Виды архитектурных фирм. «Свободный художник», студия, мастерская, проектный институт, их устройство. Фирмы и организации в работе, которых принимают участие архитекторы, дизайнеры, градостроители и роль архитекторов, дизайнеров в таковых фирмах. Архитектор на службе в государственных органах и его функции. Главный архитектор города, района, главный художник города. Архитектор, дизайнер, градостроитель на службе у заказчика (в фирме заказчика) и его функции.
Организующие, регулирующие, направляющие функции фирмы. Руководитель мастерской и его функции в архитектуре. Тандемы «ГИП – ГАП», «архитектор – конструктор». Тандемы: «архитектор – смежники» в виде специалиста по отоплению и вентиляции, специалиста по водоснабжению и канализации, специалиста-электрика, специалиста сметчика и т. д. Тандемы «архитектор – руководитель мастерской», «архитектор – ГИП», «архитектор – ГАП» и т. д.
Тандем «свободный архитектор - заказчик». Тандем «архитектурная фирма – заказчик», «отдельные сотрудники фирмы - заказчик», «архитектор фирмы – заказчик», «другие политически весомые лица фирмы - заказчик». Иными словами – влияние, оказываемое на заказчика участниками фирмы. Возможные выгоды такового влияния.
Нормирующая, стандартизирующая, контролирующая, согласовательная функция государства их проявление в архитектуре, дизайне, градостроительстве. Тандемы «архитектор - государственные органы» в виде пожарников, СЭС и др. Законы, стандарты, правила, регулирующие архитектурную и дизайнерскую деятельность.
Проблемы взаимоотношений участников процесса создания здания или вещи (инвестиционного процесса), вызванные разностью целей и их урегулирование. Возможности для самореализации архитектора (дизайнера, градостроителя) предоставляемые разными «фирмами».
Вышеназванный курс может быть и должен быть сблокирован с учебным проектом по выполнению рабочей документации или технического проекта. До сих пор такового учебного проекта не было. В Екатеринбурге таковой учебный проект существует довольно давно. Необходимость учебного проекта по выполнению рабочего или технического проекта перезрела. В дореформенное время молодые специалисты процесс выполнения рабочей документации осваивали на практике. Сейчас молодой специалист может оказаться в фирме в среде таких же молодых специалистов, а то и один.

Подготовка «организационного костяка» профессии на 5 – 6 году обучения

На 5 - 6 курсе вопросы профессии поворачиваются другим боком. Образование должно воспроизвести специалистов, которые создают профессии ее будущее. Необходимо целенаправленно готовить людей, которые воспроизведут в свое время костяк, каркас профессии, станут «золотым фондом» профессии. Они должны знать о своих функциях уже на вузовской скамье. Образовательная система должна вычленять таковых людей и отдельно от основной массы образовывать.
Принципиальные отличия необходимых знаний и навыков?
Предыдущий курс по «менеджмент-прививке» ориентирован на потребителей ресурсов уже существующих фирм. Менеджмент-курсы третьей ступени должны быть ориентированы на создателей организационных ресурсов. Потребитель и созидатель принципиально отличаются друг от друга. Созидателю организационного ресурса необходимы знания и навыки не потребления фирмы, а созидания фирмы или ее активного управления.
Должно существенно расшириться выделенное время.
Должен быть существенно ограничен круг лиц, которые таковые знания и навыки получают. Способы ограничения, сужения, вычленения могут быть разными. Экзамены. Собеседования. «Портфолио реальных дел» за предыдущие 4 года обучения, например, организовал, внедрил, устроил акцию, выставку, наделал шума своим проектом и т. д. Способы проявления и выявления потенциального «костяка» профессии могут быть и другими. Предположительно из потока в 125 человек к таковой специализации в настоящее время готовы 15 максимум 20 человек.
Что делать остальным 100 человекам?
Лучше всего уговорить их уйти в практическую работу. Если они все же остались – дать 0,5 – 1 год на доучивание по расширенной программе второй ступени (преддиплом – диплом) и выпустить. Костяка из них не получиться – это ткань профессии, людская масса, подвергающаяся организации. Мучить их «ведениями», «менеджментами», «психологиями» - пустые хлопоты. Не нужно их учить и 6 лет, тем самым, разбазаривая скромные финансовые и человеческие ресурсы, ресурсы времени студентов и преподавателей. Если с каким-либо человеком случайно допущена ошибка, если «желание поучаствовать в организационных делах профессии» появилось позже, то можно и необходимо предусмотреть возможность возврата к «менеджмент-образованию» (естественно после сдачи экзаменов или прохождения отбора).
С точки зрения разделения архитекторов и дизайнеров на «костяк и массу» важен способ обозначения выделенных лиц. Важна формулировка в дипломе. Подготовку специалистов костяка профессии можно обозначить вторым дипломом (что предпочтительней). Можно вспомнить и дореволюционную традицию – архитекторы-художники и гражданские инженеры выпускались с разной степенью классности.
Модель «архитектора-менеджера» по результатам опроса
По результатам интервью выяснилось, что участники опроса расширительно трактуют персону «архитектора-менеджера». Скорее всего, не без основания. Выяснилось, что профессии необходим структурный, системный, организационный костяк. Именно он подвергся существенной ломке и трансформации в последнее десятилетие. Возникновение новых организационных отношений локализуется прежде всего в представителях организационного каркаса профессии. Что представляет из себя «архитектор-менеджер?
Обобщенный портрет необходимого специалиста по результатам опроса следующий. Необходимо готовить будущих «Аксеновых, Блинковых, Дмитриевых, Буслаевых, Гудковых, Клевакиных, Косовых, Драбкиных, Журавковых, Каратаевых, Паршуковых, Пивкиных, Поповских, Смирновых, Феликовых, Филипповых, Чаплыгиных, Южаковых» и т. п. одним словом всех тех людей, с которыми захотелось посоветоваться о судьбах профессии. Естественно выборка всегда случайна. Многие фамилии не перечислены. Но суть дела от этого не меняется. Перечисленные люди и многие не перечисленные, но аналогичные (немножко лучше, немножко хуже) есть костяк профессии.
Можно выделить четыре сферы архитектурного (дизайнерского) мира, в которых «архитекторы (дизайнеры)» составляющие костяк профессии пребывают.
Организуют или управляют мастерскими, студиями. Занимают руководящие должности в НГАХА. Занимают в мастерских интегральные должности ГАПа-ГИПа или аналогичные в дизайне и градостроительстве. При жестком разделении должностей «ГАПа-ГИПа» ГАПы или потенциальные ГАПы довольно болезненно переживают сложившиеся обстоятельства, сложившуюся в тандеме роль. В том, что сложились определенные и нежелательные обстоятельства роли, скорее всего, виноваты сами. «Мудрые архитекторы» объединяют в себе «ГАПа-ГИПа».
Являются штатными или внештатными преподавателями.
Создают лекционные курсы, пособия, защищают диссертации, пишут книги, участвуют в конкурсных жюри.
Принимают участие во всевозможных смотрах конкурсах, выставках, творческих союзах, организуют семинары, участвуют в выпуске журналов.
Еще одна особенность. Указанные лица постоянно мигрируют в выделенных сферах или одновременно существуют в нескольких, последний случай более часто встречается .
Необходимые лекционные и практические курсы для воспроизводства организационного костяка профессии
Необходимая установка всех курсов направленных на воспроизводство структурного костяка профессии - «учить учиться». Эти люди не потребляют, они создают будущее профессии. То чего еще нет.
«Основы архитектурной педагогики» к этой группе можно отнести курс по «Основам психологии», но применительно к архитектурной профессии. Для тех которые станут преподавателями (штатными или нештатными). Таковой курс не бесполезен и так называемым «практикам». «Крутой практик» лихо, критикующий образование не самая лучащая диспозиция в профессии. Кроме того, некоторые «Практики» совмещают свою деятельность с чтением лекций.
Основы архитектуроведения, дизайноведения, градоведения. Для тех, кто будет создавать курсы лекций, писать учебники, книги, пособия, статьи, защищать диссертации, просто формулировать «крутые советы практика», участвовать во всевозможных жюри, просто «круто и лихо критиковать». Отсутствие элементарной культуры в архитектуроведческой области не украшает элиту профессии.
«Менеджмент-блок»,включающий в себя собственно организационно-маркетинговый , юридический, нормативно-правовой и экономический подблоки, адаптированные к профессии архитектора. Частично такие курсы есть, но они не приведены в систему, не адаптированы применительно к архитектурной, дизайнерской, градостроительной профессии.
Эти курсы лекций должны быть предназначены для тех, кто будет создавать студии, мастерские, для тех, кто возглавит уже по существу созданные фирмы, для тех, кто будет «зарабатывать деньги» на потребности в красоте. Для тех, кто будет зав. кафедрой, деканом, проректором, ректором. Для тех, кто станет главным архитектором города, района. Для тех, кто озабочен статусом профессии. Для тех, кто хочет и может стать мастером, маэстро, академиком.
Таковыми могут быть малая часть студентов. Большинство студентов внутри себя знает, что не будет таковыми. Знает, что после окончания ВУЗа «пристроится» в какую-либо уже существующую фирму и преспокойно будет существовать в ней. Изредка будет переходить из одной, не ими созданной, фирмы в другую. Амбиций по поводу создания фирм или творческих союзов испытывать не будет. Тех немногих, у которых таковые амбиции (энергетический потенциал) есть необходимо выделить, обособить и дать специальные знания и навыки. Попутно, такое обособление вызывает энергетику в инертной «обойденной массе», становится своеобразным «кнутом» хотя бы в виде бело-черной зависти. Возникновение энергии, повышение уровня активности в профессиональном сообществе - это благо, - это путь к возрождению, обновлению, - это путь к устойчивости профессии.
Итак, необходимы.
Курс «Основы менеджмента в архитектурной, дизайнерской профессии» возможно сблокированный с курсом «Основы предпринимательства в архитектурной дизайнерской профессии».
Курс «Основы маркетинга в архитектуре, дизайне, градостроительстве». Адаптированный к потребительским ситуациям, в которых участвуют красивые и полезные вещи.
Курс «Основы архитектурной политологии» Такой курс должен быть также адаптирован по основным темам касающихся не «человека вообще», а архитекторов, дизайнеров, градостроителей, других основных участников оказывающих влияние на процесс создания красивых и полезных вещей. Например, статус архитектора, творческие и профессиональные союзы, отстаивание интересов архитекторов в законодательных органах и т.д. Основная задача курса микрополитическая (по аналогии разделения «макро-микро экономики»). Политические процессы применительно к профессии, применительно к самоорганизации архитекторов отдельного города или региона.
Кроме того необходима трансформация учебного проекта 5-6 курсов, пересмотр его роли, критериев оценки, формы подачи. Учебный проект ни в коем случае не должен быть репродукцией с учебного проекта 3 – 4 курса. По мнению некоторых «Практиков» их время делится в пропорции 80 - 20% в пользу организационных задач, по другим оценкам отношение непроектного и проектного времени делится 50 – 50 %, что тоже прилично. Диапазон времени учебного проекта должен делиться примерно в такой же пропорции как в реальных практических действиях.
Чем должен заниматься студент в «непроектное время»?
Возможны уклоны. Например, диплом с развитой предпроектной основой, развитым технико-экономическим обоснованием, политической сбалансированностью (многосторонне согласованный). Диплом с уклоном в научно-методические расследования. Диплом с уклоном в «особую концептуальность» в осознание (в виде текста) своих действий по вовлечению основной массы архитекторов, дизайнеров, градостроителей в реализацию таковой «концепции».
Форма подачи может быть в виде текста, моделей, игрового моделирования. «Картинки» делаются в другой части 50% деления времени. Принципиальное отличие такового диплома в том, что «картинки» уже неединственный результат, «картинки» один из результатов.
Ясно, что премудрости «удерживания» архитектурного, дизайнерского, градостроительного небосвода трудны и многосложны. Поэтому установки «учить учиться», «не пасовать перед трудностями», «не скулить по поводу того, что их чему-то не научили» должны сработать в самых непредвидимых и критических ситуациях, обеспечив жизнестойкость профессии.
Второе (дополнительное) высшее образование
В качестве «повышения», а вернее квалификационной трансформации возможно и необходимо введение системы «второго высшего образования». По времени таковое образование может занимать – 2 – 3 года, возможно вечернего, возможно после 4 курса, как НГАХА, так и других ВУЗов, платное.
Вторым дипломом о высшем образовании человек гордиться – это значимое событие его жизни. Курсами повышения квалификации человек редко гордится. Но можно так структурировать программу второго высшего образования, чтобы отдельные ее части можно было бы постепенно проходить как курсы повышения квалификации и в конечном итоге, сделав дипломную работу, получить диплом.
Сегодня на рынке существует большая группа людей с инженерным или экономическим (а может и психологическим) образованием (в том числе, например, отставные военные), тяготеющая к эстетике, к дизайну и даже к архитектуре. Они готовы обучаться платно.
Мы усматриваем два направления во втором высшем образовании. Первое направление - управление архитектурным проектом и архитектурной политикой. Программа состоит из двух основных частей: менеджерская, которая описана выше в составе основного образования и архитектурно-художественная, как «сжатая» программа 1-4 курсов НГАХА. Если приходят не выпускники НГАХА то им необходима вторая часть.
Второе направление – менеджмент, маркетинг в «бизнесе на красоте»
В архитектурной профессии исторически скапливаются знания об эстетической потребности, о потребности в «красивых и полезных вещах». Грех не использовать таковой ресурс для оздоровления ситуации в профессии, в профессиональном образовании. Причем это направление ключевое, почти вне конкуренции по отношению к другим Вузам (экономическим, менеджерским и т. д.).
Расширенный цикл курсов «Менеджмента», «Маркетинга», «Эстетики» с элементами предпринимательства., адаптированных к «бизнесу на красоте» (фирмы с особыми требованиями к «красоте полезных вещей», например, мебельные фирмы, фирмы по пошиву одежды, обуви, рекламные фирмы, строительные фирмы и т. д).
Для архитекторов и дизайнеров. Для неархитекторов, недизайнеров, но по существу делающих коммерческую архитектуру и коммерческий дизайн, желающих делать «бизнес на красоте». Таковой «неархитектор», «недизайнер» скорее всего не будет принят в архитектурную или дизайнерскую фирму (хотя заранее зарекаться сложно). Но ему никто не запрещает открыть свое дело. Ему никто не запрещает занять менеджерские должности (кстати, хорошо оплачиваемые) в фирмах, делающих «бизнес на красоте». Как правило, такие фирмы возглавляют «неархитекторы» и «недизайнеры». Эстетический уровень изделий, как результат активности таковых лиц, на первых порах понижается. Но со временем такой менеджер в бизнес-красоте научится правильно эксплуатировать эстетические способности архитекторов и дизайнеров. Естественно, если до этого не произойдет обратного. Архитектор или дизайнер не научится эксплуатировать организационный потенциал менеджера.
Закрепление интересов архитектурного, дизайнерского, градостроительного мира в других ВУЗах
Почему не могут существовать курсы «Основ архитектуры, дизайна», например, в Академии государственной службы или в других ВУЗах? Разве от того, что будущий чиновник чуть-чуть станет грамотней в области красоты зданий, немаловажной составляющей города, станет плохо? Что мешает? Думаем, что нынешние архитекторы, дизайнеры, градостроители, входящие в костяк профессии сильно окостенели, мешает собственный снобизм, собственные предрассудки, собственная замкнутость, собственная безынициативность, собственная некоммуникабельность.
ВЫВОДЫ
Молодые архитекторы – выпускники политически не готовы столкнуться с такой, столь же политической, ситуацией на архитектурном рынке. Чтобы реализовать пять минут творчества необходимо 95 минут пробивания. Один год творчества оплачивается 19 годами пробивания. Соответственно 2 года творчества оплачиваются 38 годами жизни, которые тратятся на прорыв. К этому можно только добавить, что срок профессиональной жизни равен 60 лет минус 25лет. Выводы довольно очевидны. По головке архитектора, дизайнера, градостроителя, за то, что он такой талантливый и умеет рисовать, гладить не будут. Если удастся оптимизировать и привести пропорциональное отношение времени архитектора, дизайнера, градостроителя, входящих в организационно-структурный каркас хотя бы 50 % времени на прорывы и пробивание и 50 % на созидание, то это уже будет хорошо.
Это одна из основных сверхзадач становления и развития в архитектурном образовании направления «архитектурный менеджмент и политология».

Авторы исследования и данного отчета: Макарова О.Н., Чунтонов В.С.


Ответить...

Ваше имя :
Ваш  mail :

Ваш ответ :


Напишите словом: сколько будет 1 плюс 5 ?


Обсуждения...

25.11.2008, Крадистка Кэт :
В чем описывается?
24.11.2008, Влад :
Я считаю что эта статья познавательна как для тех кто только хочет стать архитектором,но и для тех кто уже собирается поступать!Тут в крации описывается то что должен знать каждый начинающий архитектор!!!
24.08.2005,  :
Очень жаль что люди, не имея архитектурного образования, пытаются рассуждать о профессии к которой не относятся. Уровень суждений соответствующий. Нельзя увидеть того, о чем не имеешь представления, к сожалению...
11.07.2005, f.fr :
особенно интересно, что завкафедрой - к.э.н...
и судя по телефону явно не Новосибирск )
ув.Людмила Геннадьевна, а в каком городе располагается сие достойное учреждение?
Уважаемые О.Н.Макарова и В.С.Чунтонов!
Кафедра архитектуры и дизайна Государственной Академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и ЖКХ, в лице:
Тришина Виктора Анатольевича - заведующего кафедрой, к.э.н.
Полетаева Андрея Аркадьевича - руководителя группы менеджмента,
Чагиной Людмилы Геннадьевны - зам. зав. кафедрой,
приветствует Вас и надеется на совместное плодотворное, интересное, содержательное, взаимовыгодное сотрудничество.
Мы приглашаем архитекторов , дизайнеров составляющих костяк профессии, которым есть что рассказать, чему научить принять участие в проведении семинаров по интересующим Вас направлениям.
С уважением зам.зав.кафедрой Людмила Геннадьевна.
тел.186-33-56

30.10.2002,  :
И не только архитектор...
26.10.2002,  :
Ольга Николаевна, браво! Архитектор должен быть деловым и богатым!
14.10.2002,  :
Последние реплики можно в сплетни.
11.10.2002,  :
А как он бегал перед приездом губернатора. Всех достал своими подготовками.
29.09.2002,  :
А ректор еще и отгородился от студентов. У него совсем теперь отдельная камера. Боится он студентов. Вдруг убьют за охрану. Препод.
28.09.2002,  :
Абитура то прет.Вон какой конкурс.И платное образование у вас одно из самых дорогих.Конечно, зачем кого - то увольнять при такой хорошей жизни?
28.09.2002,  :
Да руководство НГАХА давно пора отправить в отставку.Вход только по пропускам или паспортам( ладно бы еще охрана цивилизованная была).Как в тюрьму.Мания преследования какая - то у ректора.
25.09.2002,  :
Зачем писать такие драматичные вещи?
25.09.2002,  :
теоретики
22.09.2002,  :
Как бы кол-во платных увеличить.
cтраницы обсуждения
1 2


(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру

www.SibDESIGN.ru архитектура дизайн интерьеров проектирование дизайн интерьер в новосибирске