Концепция сквозного цикла учебных курсов «Организация архитектурной, дизайнерской, градостроительной профессии»

разработана В. С. Чунтоновым и О.Н. Макаровой для предварительных обсуждений.

Введение

1. Вводные и общеобразовательные курсы цикла «организация профессии»
Курс «Введение в профессию»
Курс «Современная организация архитектурной, дизайнерской, градостроительной деятельности»

2. Курсы направления «Архитектурная, дизайнерская, градостроительная практика»
Курс «Управление проектом»
Курс «Управление архитектурной, дизайнерской, градостроительной фирмой или подразделением»
Курс «Экономика архитектурной, дизайнерской, градостроительной профессии»
Курс «Маркетинг в архитектурной, дизайнерской, градостроительной профессии»
Курс «Творческая политика»
Курс «Профессиональная политика в архитектурном, дизайнерском, градостроительном сообществе»

 

Введение
Нами предлагается концепция учебных курсов, поэтому программы, приведенные ниже, разработаны в весьма обобщенном виде, с целью общей ориентации.
Обратим внимание на принципиальные смысловые отличия, которые можно усмотреть в названиях предлагаемой концепции и программы Государственного образовательного стандарта (ГОС). Напомним, что в ГОСе аналогичный цикл курсов называется «Экономика и организация архитектурного проектирования и строительства».
Общее направление движения мы обозначаем ключевым словом «организация». «Организация»- довольно общее понятие может означать «формализованные отношения между людьми», в том числе и «экономическую организацию», «политическую организацию», а также другие ее формы. Некоторые из них следующие.
• Управление проектом. В связи с этой формой организации следует обратить внимание на слово «профессия». Архитектурное, дизайнерское, градостроительное проектирование - одна из составных частей архитектурной профессии. Профессия более широкое явление, чем проектирование. В профессии можно усмотреть и другие формы организации, а именно.
• Организация проектной, проектно-производственной, производственно-проектной архитектурной, дизайнерской фирмы. В виде «временных бригад свободных художников», студий, мастерских, проектных институтов гражданского профиля, проектных институтов промышленного профиля, структурных подразделений не архитектурных, не дизайнерских фирм, структурных подразделений государственных органов управления (бюро, архитектурно-планировочное управление).
• Профессиональные союзы неотъемлемая часть любой профессии. В архитектуре, дизайне, градостроительстве таковые тоже есть. Они обладают определенной организованностью. Организованность профессиональных союзов необходимо совершенствовать и воспроизводить. Введение учебного предмета «Организация профессиональных союзов» будет способствовать устойчивости и самосохранению профессии.
• Творческий союз – немаловажная часть общественной жизни архитекторов, дизайнеров, градостроителей. Введение курсов, в которых рассказывается об «организации творческих союзов» способствует развитию внутренней творческо-политической культуры профессии.
• Профессиональное образование – немаловажная часть профессии. Без профессионального образования профессию как социальный институт представить невозможно. «Организация профессионального образования» немаловажная часть организованности профессии.
• Смысловая организованность профессии. Профессия может быть представлена как постоянно воспроизводимое информационное поле, состоящее из транслируемых от «головы» к «голове» высказываний, устных или письменных текстов, содержанием которых являются ценности, просто восхищения или недовольства, сплетни, рассказы, мифы, идеи, оценки, идеалы, знания, нормы и т. д. Информационное поле генерируется самими участниками профессии, организовано оно может быть по разному, например, в виде «шума» или в виде более-менее стройной системы.
Итак. В образовании необходимо воспроизводить не только архитектурное проектирование, но и профессию в целом, в том числе разные формы ее организации. Предлагаемая ниже концепция учебных курсов посвящена организации архитектурной, дизайнерской, градостроительной профессии, а не только организации архитектурного проектирования.

Не считаем нужным объединять курсы по организации архитектурного дела и по организации строительного дела. Забота об организации архитектурного (дизайнерского, градостроительного) дела – это забота самих архитекторов, дизайнеров, градостроителей. Отдать организацию архитектурной профессии строителям – это принципиальная, грубая политическая ошибка. Курсы такого рода не должны быть в ведении «кафедр строительного производства» или аналогичных не профильных кафедр. Это произошло, по-видимому, потому что традиционно студентам-архитекторам давали единственную «организацию» – организацию строительства, а «организацию архитектурного проектирования» прикрепили к единственно имеющейся.
Это не означает, что не надо рассказывать архитекторам об организации строительного дела. Обзорно рассказать архитекторам о «технологии строительного производства», об «организации строительного дела» можно и необходимо. Обзорно рассказать дизайнерам-мебельщикам о «технологии мебельного производства» об «организации мебельного дела» тоже необходимо. Рассказать дизайнерам одежды о технологии швейного производства и об организации швейного дела нужно. Обзорно рассказать ландшафтным архитекторам о «технологии агропроизводства» и об «организации аграрного дела» тоже не маловажная задача.

Актуальность курсов цикла «организация» заключается в том, что за последние 10-15 лет во всех формах организации архитектурного, дизайнерского и градостроительного дела, как и в других профессиях, произошли существенные изменения. Традиционная «социалистическая» система организации, в том числе архитектурного, дизайнерского, градостроительного дела, существовавшая полностью под управлением государства, практически перестала существовать. Стихийно сформировались, новые «негосударственные» формы организации профессии. Воспроизводство и совершенствование новых форм организации профессии становится актуальным делом для архитектурного, дизайнерского и градостроительного образования.

Разрабатывая концепцию программы, мы исходим из следующих допущений, выраженных на схеме.

Традиционная система архитектурного образования включает общую подготовку и специализацию.

Столь же традиционно сложилось, что специализация идет в области максимальных творческих достижений по указанным на схеме направлениям, которые собственно и считаются специализацией. В качестве максимальных достижений принимаются оригинальные темы дипломных проектов, оригинальные концепции, максимально красивая графика подачи, оригинальная компоновка подачи проекта и тому подобные качества учебного архитектурного проекта. Максимальные достижения закрепляется внутри вузовским конкурсом дипломных проектов, а затем дополнительно международным (в рамках стран СНГ) конкурсом дипломных проектов. Успех на конкурсах дипломных проектов является конечным критерием успешности архитектурного, дизайнерского, градостроительного образования.
У специализации в области «максимальных творческих достижений» есть несколько существенных недостатков, проблем. А именно:
• В настоящее время в эту «творческую элиту» зачисляется весь курс окончивший общую подготовку. Даже тех, кто с трудом справляется с алгоритмическим способом поведения. Такие студенты «творчески специализируясь» искренне и наивно требуют от преподавателей «Вы Нам конкретно скажите…». На наш взгляд это существенный недостаток и проблема системы образования.
• Происходит уход от практических нужд в мир мечтаний, фантазий, в красивые подачи, определяемые общей ориентацией на конкурсы дипломных проектов.
• Студенты в основном занимаются самолюбованием, самовыражением. Впоследствии выйдя из стен академии обнаруживают, что «творческое самовыражение» перед зеркалом нужны были только самому студенту, а также, архитектурной академии, для того чтобы показать себя на конкурсе дипломных проектов. В реальной работе таковое самолюбование не востребовано.
Полностью переводить это направление специализации в практическое русло не стоит. Пути совершенствования специализаций этой группы будут заключаться в освобождении от несвойственных ей функций. Группа специализаций «максимальных достижений» должна двигаться в сторону создания по настоящему оригинальных творческих концепций, творческих идей, а возможно и творческих идеалов (фантазий, мечтаний). Такие дела по настоящему сложны и не каждому студенту под силу.

***

В современное время становится актуальным направление архитектурной, дизайнерской, градостроительной практики. Внедрение такового направления может идти:
• по пути включения в существующие специализации;
• по пути самостоятельной специализации;
• по пути второго высшего образования, с дневной, вечерней и заочной формой.
Естественно, что вновь вводимое образовательное направление должно отличаться от существующего направления движения.
Чем?
Наиболее принципиальное отличие заключается в том, что «практическое» направление идет не по пути максимальных творческих достижений, не по пути создания сверх оригинальных проектов.
Практическое направление должно идти в сторону адаптивности, приспособления проекта к реально существующим условиям в области экономики, в области реально существующего социального заказа, реального учета требований, существующих условий строительного, промышленного производства определенного региона, а то и города, в сторону учета реально существующих условий и требований согласующих инстанций. В результате проекты естественно не будут столь креативными как в традиционных направлениях специализации, но они будут гораздо реальными с точки зрения их реализации в конкретных социальных, экономических, политических условиях.

Специалисты такового направления должны обладать, способностями:
• устанавливать многообразные связи между проектными решениями и множеством участников проектного процесса, заказчиками, инвесторами, смежниками, согласующими инстанциями и т. п. интерпретировать существующие или складывающиеся социальные, экономические, политические требования и условия в проектные решения.
Это не вымышленные специалисты. В настоящее время таковые функции, частично, выполняют ГАПы, ГИПы, руководители, заместители архитектурных, дизайнерских подразделений разного уровня.

***

Необходимые знания и умения для «практического» направления очередной раз развивались, прежде всего, на «западе». Основные достижения в этой области сосредотачиваются в следующих науках и технологиях (методиках).
    • Экономическая наука.
    • Маркетинг.
    • Наука и методика менеджмента (управления).
    • Политология и политтехнологии.
Эти науки и соответствующие технологии (методики) являются достижением общемировой культуры. В качестве отдельных общеобразовательных дисциплин они вполне могут быть вписаны в общее образование архитекторов, дизайнеров, градостроителей. Но применительно к «практическому» направлению речь идет не об этом.
Основная цель курсов «практического» направления заключается в адаптации существующих знаний в области экономики, маркетинга, менеджмента, политологии применительно к архитектурной, дизайнерской, градостроительной профессии.
В профессии исторически или стихийно формировалась своя экономика, свой менеджмент, своя политика, правда, без соответствующих имен, подчиненная основному смыслу профессии –
делать красивые и полезные вещи.
Основная задача адаптации заключается в том, чтобы внешние (чужие) знания и умения не превратились в разрушающие «вирусы». Для этого исторически существующие свои знания и умения, должны выступать в роли генетического каркаса, который усиливается знаниями и умениями, сформировавшимися в иных областях деятельности.

1. Вводные и общеобразовательные курсы цикла «организация профессии»

Курс «Введение в профессию»

Издавна существует курс «Введение в профессию». При некоторой трансформации понятия «профессия» таковой курс может выполнять функцию «первой организационной прививки».
Время чтения – 1- 2 курс.
Курс должен создаваться на базе исторических знаний. Курс должен быть своеобразным дополнением истории архитектурных произведений. В профессии организуются архитекторы, а не архитектурные произведения.
Основная цель курса – дать первое представление о том, что организованность архитекторов, позволяет усилить их активность, о том, что активность архитектурного сообщества структурируется определенной целью, смыслом профессиональной жизни, который исторически осознается, трансформируется и назначается.

***

Основные части такового курса могут быть следующими:
• Формы организации архитектурного дела в истории профессии. Цех. Цеховой мастер. Архитектор и его помощники. Придворный архитектор или архитектор, занимающий определенную должность при дворе господина, которому строит. Формы организации архитектурного дела на Руси. Строительная артель. Архитектор на государственной службе. Крепостной архитектор. Приказ каменных дел. Комиссия от строений. Должность архитектурной экспедиции. Губернские архитекторы. Первые проектные мастерские в 19 веке. Формы организации архитектурного дела в СССР. Проектные институты.
• Основные способы воспроизводства профессии. Существовавшие системы профессионального образования. Цеховая система образования. Мастер – подмастерье - ученик. Первые академии художеств и архитектуры в Европе. Артель как образовательная организация. Команда. Школа (команда) Ухтомского. Первая академия художеств. Академическая система образования в России. Система архитектурного образования в России 19 век. Система архитектурного образования в СССР.
• Основные этапы трансформации сознания архитекторов. Основные трактаты по архитектуре и их авторы, которые определяли смысл профессиональной жизни в соответствии с этапами трансформации сознания.
• Исторические трансформации статуса архитектора, дизайнера, градостроителя, а также в целом профессии. Основные политические союзы архитекторов. Основные законы, указы, нормы, которыми регламентировалась архитектурная профессия.

Курс «Современная организация архитектурной, дизайнерской, градостроительной деятельности»

Курс такого рода может выполнять функцию «второй прививки». На данный момент времени такой курс отсутствует. Принципиально отличается от предыдущего тем, что должен делать упор на нынешнее состояние профессии, а не на ее прошлое, на нынешнее состояние организации профессии, на ту организацию профессии, которую молодой архитектор или дизайнер застанет, выйдя через год-два за стены ВУЗа.
Основная цель курса – курс должен ответить на вопрос: «Какие есть возможности профессионально применить себя (продаться) в реально существующих организационных, экономических, правовых, политических условиях?».
Курс рассчитан на потребителей существующих организационных ресурсов профессии. Можно провести аналогию из компьютерного дела «потребитель программного ресурса» должен обладать знаниями пользователя, «создатель программного ресурса (программист)» – другими знаниями более сложными, приспособленными для создания программного продукта. Потреблять ресурсы существующей фирмы и создавать фирму это принципиально разные занятия.
Время чтения 3 – 4 курс.
По форме курс – лекционно-обзорный.

***

Основными или некоторыми программными частями такого курса могут быть:
• Общее представление о современном состоянии архитектурного, дизайнерского, градостроительного дела.
• Общее представление о фирме (организации).
• Виды архитектурных фирм. «Свободный художник». Студия. Мастерская. Проектный институт гражданского профиля. Проектный институт промышленного профиля.
• Не архитектурные, не дизайнерские фирмы и организации в работе, которых принимают участие архитекторы, дизайнеры, градостроители и роль архитекторов, дизайнеров в таковых фирмах. Архитектор на службе в государственных органах и его функции. Главный архитектор города, района, главный художник города. Архитектор, дизайнер, градостроитель на службе у заказчика (в фирме заказчика) и его функции.
• Организующие, регулирующие, направляющие функции архитектурной, дизайнерской, градостроительной фирмы. Руководитель мастерской и его функции в архитектуре. Тандемы «ГИП – ГАП», «архитектор – конструктор». Тандемы «архитектор – смежники (специалисты ОиВ, ВиК, электрики, сметчика и т. д.». Тандемы «архитектор – руководитель мастерской», «архитектор – ГИП», «архитектор – ГАП» и т. д.
• Тандем «свободный архитектор - заказчик». Тандем «архитектурная фирма – заказчик», «отдельные сотрудники фирмы - заказчик», «архитектор фирмы – заказчик», «другие политически весомые лица фирмы - заказчик». Иными словами – влияние, оказываемое на заказчика участниками фирмы. Возможные выгоды такового влияния.
• Нормирующая, стандартизирующая, контролирующая, согласовательная функция государства их проявление в архитектуре, дизайне, градостроительстве. Взаимодействие архитектора и согласующих государственных органов (пожарников, СЭС и др.). Законы, стандарты, правила, регулирующие архитектурную и дизайнерскую деятельность.
• Проблемы взаимоотношений, конфликты участников процесса создания здания или вещи, вызванные разностью целей и их урегулирование.
• Возможности для самореализации архитектора (дизайнера, градостроителя) предоставляемые разными «фирмами» или организациями.

***

Вышеназванный курс может быть и должен быть сблокирован с учебным проектом по выполнению рабочей документации или технического проекта. До сих пор такового учебного проекта не было. Необходимость учебного проекта по выполнению рабочего или технического проекта перезрела. В дореформенное время молодые специалисты процесс выполнения рабочей документации осваивали на практике. Сейчас молодой специалист может оказаться в фирме в среде таких же молодых специалистов, а то и один.


2. Курсы направления «Архитектурная, дизайнерская, градостроительная практика»

Курс «Управление проектом»

В архитектуре, дизайне, градостроительстве есть направление управления-руководства, которое по своей сложности может соперничать с управлением фирмой в других отраслях. Это – «управление проектом».
Более известные названия людей, занимающихся этим делом - ГАП и ГИП. Управленческая сторона в данном случае обозначается словом «главный». Многие функциональные обязанности ГАПа и ГИПа могут выполнять как тот, так и другой, поэтому ГАП и ГИП часто политически соперничают за «главность». Архитекторы в таком соперничестве весьма наивны, они заклинают друг друга приставкой «архи» и считают, что заклинание выполнится само. Мы думаем, что такие заклинания бесполезны. Чтобы стать «главным», необходимо брать на себя ответственность в принятии проектных решений, совершать реальные действия, обладать соответствующими знаниями и умениями. Архитектурное образование тоже не должно стоять в стороне от этого дела.
Курс «Управление проектом» - должен быть основным курсом специализации. Имеется в виду по массе времени, которое необходимо выделить на него. Масса времени должна быть сравнима с основной дисциплиной архитектурных вузов – «учебный проект», вернее дисциплину «учебный проект» необходимо разделить как минимум пополам, а то и в соотношении 80 к 20 % в пользу «управления проектом». Такое распределение времени весьма характерно для «ГАПо-ГИПовской» работы.
Курс кроме лекционных занятий должен включать расширенный блок практических занятий, совмещенный с основной дисциплиной «учебный проект».
Количество студентов специализирующихся в этом направлении должно быть ограничено экзаменом или процедурой отбора. Обучать всех студентов таковому делу нецелесообразно. Это требование существенно отличает наше предложение от подхода, проведенного в существующем Государственном образовательном стандарте.

***

Ниже приведем приблизительные части такого курса, а возможно и цикла курсов.
• Специфика управления проектом. Цикл «принятие проектных решений – коммуникация (согласование)». Принятие основных проектных решений. Коммуникация по поводу проектных решений. После коммуникационные трансформации проектных решений.
• Основные типы принимаемых проектных решений. Разнородность, принимаемых проектных решений. Иерархия, субординация, противоречивость проектных решений.
• Основные типы коммуникации (согласований) по поводу принятых проектных решений. Обратные после коммуникационные трансформации принятых решений.
• Общее представление о стадиях проектирования и принимаемых в это время решениях.
• Поиск, привлечение заказчиков. Заказчик. Начальный этап общения с заказчиком. Психология заказчиков архитектурных, дизайнерских проектов. Стратегия и тактика, психология поведения архитектора и дизайнера с заказчиком. Фрагменты основ делового общения. Практический разбор реальных ситуаций.
• Требования и пожелания заказчика. Разные ситуации, связанные с «требованиями и пожеланиями». Неформальная (устная) и формальная (письменная) сторона фиксации заказа. Составление задания на проектирование. Составление договора на проектирование. Договорные отношения. Предмет договора. Оплата. Сроки. Гарантии.
• Предпроектная стадия. Необходима для архитектурных проектов, если стоимость проекта велика. Необходима для больших по тиражу дизайнерских проектов. Предпроектная стадия, предпроектные исследования как часть инновационного проекта. Градостроительное проектирование как элемент разработки предпроектной документации для архитектурного проектирования. Технико-экономические расчеты. Технические, экономические и другие условия.
• Концепция. Предварительные экономические расчеты. Иногда эту стадию называют «проектным заданием» (это имя более правильно отражает суть происходящего – в случае когда заказчик практически ничего не смог сказать о том, что ему надо). Представление концепции или разных предложений заказчику. Убеждение. Учет пожеланий. Эта стадия может быть заменена конкурсом. Конкурс. Задание конкурса. Поведение на конкурсе. Победа, поражение в конкурсе.
• Эскизный проект и смета. Согласование с заказчиком. Согласование в государственных органах.
• При необходимости возможна стадия «технический проект». Увязка архитектурных, дизайнерских решений с техническими решениями. Многочисленные согласования со «смежниками» «конструкторами», «ОиВ», ВиК», «электрика» и т. д. Кроме того, утряска по смете.
• Разработка рабочей документации. Специфика стадии. Принципиальные отличия от проектной документации. Разные ситуации. Рабочую документацию разрабатывает фирма-проектировщик. Рабочую документацию разрабатывает фирма-подрядчик строительства.
• Сдача документации. Контроль хода выполнения рабочей документации (в случае ее разработки подрядчиком-строителем). Контроль за ходом строительства или осуществления проекта. Корректировка документации. Просчеты проектирования. Первые конфликты с заказчиком или подрядчиком. Поведение в конфликтной ситуации. Экстремальный конфликт. Суд. Поведение в суде. Выполнение решения суда.
• Решения по включению объекта в «портфолио». Презентация осуществленного проекта на смотрах конкурсах. Публикации в журналах. Анализ «плюсов-минусов» осуществленного проекта.

***

Приведенные выше разделы «управления проектом» приблизительны и крайне обобщены. Необходимо составить несколько программ управления проектом в зависимости от специфики самих проектов и найти адекватную форму проведения занятий. Например.
Управление архитектурным проектом. Возможны разновидности. Управление архитектурным проектом малого объекта (например «коттедж»). Управление архитектурным проектом среднего объекта (например, жилой дом средней этажности). Управление архитектурным проектом крупного объекта.
Управление градостроительным проектом. Сложность, политическая и экономическая напряженность этой работы такова, что государство уже давно взяло управление градостроительным проектом под свой контроль. Имеются в виду должности «главных архитекторов (художников) городов, областей и районов». Имеются в виду, что многие заботы области, города, района - это заботы соответствующей экономики, управления и политики. Отдельные градостроительные проекты становятся объектами девелоперской активности.
Управление дизайнерским проектом. Отличается от управления архитектурным проектом. Отсутствует сложная процедура согласования с государственными органами. Но гораздо развита сфера смежников. Связи по поставкам материалов – это, как правило, множество фирм. Сфера комплектующих – это еще большее разнообразие фирм. Партнерские связи по изготовлению тех или иных деталей, на дорогом оборудовании, комплекс которого не может позволить себе отдельная фирма. У дизайнера – менеджера присутствуют «прорабские» функции, как сказали бы в строительстве. Дизайнер-менеджер ходит в цех, также как это делал архитектор 19 века, приходя на стройку.
Управление инновационным проектом. Обладает своей спецификой. Растянутость во времени предпроектной стадии. Наличие исследований, иногда очень серьезных. Наличие многоэтапной предпроектной проработки. Наличие сложностей связанных с внедрением инноваций. Особая политическая (пассионарная) напряженность. Необходимость тотального убеждения по поводу выгод инновации населения, представителей государственных органов, отдельных бизнесменов, руководителей банков. Трудности апробирования.

***

Усвоение знаний должно сопровождаться практическими действиями. Возможные педагогические формы организации таковых действий могут быть следующими.
• Постмоделирование реального события. Если студенту удастся получить реальный заказ (этому должна способствовать кафедра), то на основе реальной ситуации можно развернуть модельную (воображаемую). Например. Составить характеристику заказчика. Его психотип. Модель поведения заказчика. Скорее всего, поведение студента окажется не самым разумным. В этом случае можно выстроить модель более сильного воображаемого поведения. Аналогично может быть развернуто модель взаимодействия с подрядчиком, который наверняка будет противодействовать проектировщику.
• Учебный проект, дополненный деловой игрой.
• Студенческое конструкторское бюро (СКБ), встроенное в систему НИСа где студенты под руководством педагогов-практиков выполняют несложные но реальные заказы. Такая форма существовала в 60-80 е годы.

Курс «Управление архитектурной, дизайнерской, градостроительной фирмой или подразделением»

Знания этого рода являются культурным достоянием осознания управления крупными фирмами. В крупных фирмах выделился класс наемных управляющих. Управление крупной фирмой превратилось в своеобразное искусство. Высшим пилотажем этого искусства владеют так называемые «топ-менеджеры». Цель «стать топ-менеджером» является заветной мечтой простого менеджера (плох тот солдат, который не мечтает стать генералом). Достижение этой цели – маяк профессии «менеджер». Собственно для них и ими разрабатывались знания в области менеджмента.
Крупная фирма может иметь численность работников в несколько десятков тысяч человек. Такой фирме естественно нужны менеджеры нижнего звена, менеджеры среднего звена и «топ-менеджеры».
Ситуация в архитектуре, дизайне, градостроительстве иная. Численный состав всех архитекторов, дизайнеров, градостроителей города Новосибирска равен примерно 3 – 5 тысячам человек. Некоторые крупные производственные фирмы имеют большую численность. В организационном срезе архитектурная, дизайнерская, градостроительная профессия раздроблена на множество мелких фирм и фирмочек, а то и одиночек. «Студии», «мастерские» по своей величине редко превышают 30 – 40 – 50 человек.
Тем не мене знания из «классического менеджмента» можно и нужно адаптировать применительно к ситуациям управления в архитектурных, дизайнерских фирмах. Конечно, такой курс теряет свой классически-респектабельный вид. Но преподавать его архитекторам, дизайнерам, градостроителям в классическом виде можно только с общеобразовательной целью.

***

Основные части курса «менеджмент», адаптированного к ситуациям управления архитектурными, дизайнерскими, градостроительными фирмами, могут быть следующими:
• Основные понятия теории менеджмента.
• Основные формы организации в архитектурной, дизайнерской, градостроительной профессии. «Свободный художник», «временные бригады свободных художников», «студия», «мастерская», проектный институт гражданского профиля. Проектные фирмы, интегрирующие производственные функции. Производственные фирмы, интегрирующие проектные функции.
• Руководители соответствующих организаций, их ответственность. Организационное лидерство, власть, и влияние в сравнении с творческим лидерством, властью и влиянием. Сложности взаимодействия, конфликты, противоборство.
• Преобладание коммуникационной формы управления. Коммуникаторы.
• Внутренние и внешние связи архитектурных, дизайнерских, градостроительных предприятий.
• Примеры и разбор структуры реально существующих организаций в архитектурной, дизайнерской, градостроительной профессии.

Курс «Экономика архитектурной, дизайнерской, градостроительной профессии»

При переносе знаний из «классической экономики» в область архитектуры, дизайна, градостроительства требуется их адаптация. Адаптированный курс «Экономики» в первом приближении может состоять из следующих частей:

***

Основные понятия экономики. Потребность. Ресурсы. Неисчерпаемость потребностей. Ограниченность ресурсов. Типы ресурсов. Природные ресурсы. Финансовые ресурсы. Производственные ресурсы. Трудовые ресурсы. Предпринимательские ресурсы. Основной закон экономики – «Максимум удовлетворенных потребностей при минимуме затраченных ресурсов».

***

Экономика проектирования. Неупорядоченная и целенаправленная активность. Ясность - неясность целей. Остановки для прояснения целей. Ошибки. Результаты опасные для жизни. Случайные результаты. Переделки. Сложность исправления ошибок. Затраченные усилия, недостигнутые результаты.
Потребность в относительно ясных целях. Потребность в согласовании целей. Усилия и ресурсы, затрачиваемые на прояснение целей, в частности на проектирование
«Оптимальная ясность» при минимуме усилий на процесс целеполагания. Почему не «максимальная ясность», а «оптимальная ясность».
Заблуждения по поводу ясности цели. Нарциссизм заказчика. Установка заказчика «Сами с усами». Установка заказчика - «Завтра проект будет?», - «Нет!!!???». Подмена усилий затрачиваемых на проектные решения со стороны проектировщика. «Халтура».
Экономика проектных решений. Потребность в проектных решениях. Проектная задача и время ее решения. Множественность проектных задач. Проектные задачи разной сложности и усилия, затрачиваемые на их решение. Усилия, затрачиваемые на решения проектных задач «по образцу». Усилия, затрачиваемые на проектные решения на основе профессиональной схемы. Усилия, затрачиваемые на создание новых проектных идей. Усилия, затрачиваемые на создание идеалов. Оптимальное качество проектных решений, удовлетворяющих сответствующую потребность при минимуме затраченных усилий.
Экономика оформления (черчения, проектной графики). Потребность в визуализации и документировании объекта проектирования. Потребность согласующих органов в визуализации и документировании проектных решений. Потребность заказчика в визуализации и документировании проектных решений. Потребность строителя (производственника) в визуализации и документировании проектных решений. Чертежный, оформительский труд. Максимальная визуализация и документирование проектных решений при минимуме оформительского труда.
Ценообразование труда по проектным решениям. Ценообразование по времени затрачиваемому на часто встречающиеся ситуаций заказа. Нормативы на проектные работы определенного вида. Долевое ценообразование «от цены на строительство», «от цены на производство вещи». Политическое ценообразование (договорное удерживание определенного ценового уровня, конкурентное снижение цены). Ценообразование по трудозатратам на черчение (проектное оформление).

***

Экономика поэтико-прагматических решений. Прагматические и поэтические цели (потребности) их сочетание.
Экономика как часть прагматики. Прагматические потребности и ресурсы их удовлетворения. Компактность. Потребность в оптимальных пространствах и эффективные конструктивные средства их создания, при минимуме строительно-монтажных работ. Эффективные материалы, эффективное использование энергоресурсов и соответствующих строительных работ для удовлетворения потребности в оптимальной (комфортной) микроклиматической среде.
Экономика поэтических решений. Духовные потребности удовлетворяемые «излишними» финансовыми ресурсами. Экономика декоративности. Экономика формальных, символических решений». Экономика идеологических решений. Экономика «от кутюр». Духовные потребности удовлетворяемые «без особых затрат материальных ресурсов». Экономика рациональной эстетики. Экономика поэтики прагматичного. Экономика «прет а порте».

***

Экономика архитектурных (дизайнерских) предприятий. Организаторская (предпринимательская) активность. Основная экономическая цель организаторской (предпринимательской) активности – вознаграждение, прибыль, их увеличение, стабилизация.
Рынок архитектурного (дизайнерского) труда. Стоимость проектного труда. Стоимость рабочего места. Стоимость аренды помещения. Стоимость услуг смежников.
Экономика разных форм организации архитектурного, дизайнерского проектного дела.
Выгоды кооперации по ресурсам (аренда помещения, телефона, общая копировальная техника и др.). Выгоды совместного сотрудничества с постоянными смежниками (ГИПы, отопленцы, электрики и т. д.). Выгоды совместного участия в проектных решениях.
Выгоды от централизации проектной деятельности при больших заказах, при большом количестве заказов, при их внутренней разветвленности и разнородности (разнообразии проектных решений).
Распределение прибыли между участниками предприятия при разных формах организации.

Курс «Маркетинг в архитектурной, дизайнерской, градостроительной профессии»

Безоглядный перенос «классического маркетинга» в область архитектуры, дизайна, градостроительства в лучшем случае бесполезен, в худшем случае опасен.
Ниже приведено одно из мнений по поводу адаптации знаний в области «маркетинга» применительно к архитектуре, дизайну, градостроительству.

***

Основные понятия маркетинга. Нужда. Потребность. Спрос. Товар. Обмен. Сделка. Рынок. Маркетинговое исследование. Поведение покупателя. Сегментирование. Выбор целевого рынка. Позиционирование товаров. Брэндинг.
Знания, ценности, идеи, выработанные в крупном бизнесе, в крупных фирмах по поводу рынков. Отношение к ним. Использование таковых знаний, ценностей идей в архитектурной, дизайнерской, градостроительной профессии.

***

Сходные положения теории архитектуры (дизайна) и теории маркетинга. Теория проектирования как теория предопределения процессов потребления и производства. Теория архитектурного проектирования как теория предопределения процессов потребления и производства в области «материализации души и одушевления материала». Теория маркетинга как теория надежной связи производителя и потребителя.
Понятие «потребность» в теории маркетинга. Потребность и ее осознание в теории архитектуры. Витрувий. Требования «пользы-прочности-красоты». Альберти. Необходимость – удобство – наслаждение. Красовский. Потребность - цель. Утилитарные и эстетические потребности. Функция. Некрасов. Пространство-масса-образ-форма.
Понятие «спрос» в теории маркетинга и фиксация спроса в архитектуре. Техническое задание. Технические условия. Функциональная программа.
Понятие «товар» в теории маркетинга. Архитектурное произведение. Дизайнерское произведение. Градостроительное произведение. Архитектурная среда. Предметно-пространственная среда. Градостроительная среда. Здание. Постройка. Вещь Предметный мир. Город. Улица. Площадь. Интерьер. Экстерьер. Благоустройство. Малые архитектурные формы.
Понятие «покупатель», «поведение покупателя», психология покупателя в теории маркетинга. Представление о «заказчике и «потребителе» в архитектуре.
Понятие «сделка» в теории маркетинга. Представление о «заказе» в архитектуре.
Маркетинговое исследование. Предпроектное исследование. Послепроектный анализ. Авторский контроль.
Сегментирование рынка в теории маркетинга и типология зданий в теории архитектуры.

***

Гуманитарный подход в теории архитектуры (дизайна) и теории маркетинга как перспектива их развития. Феномен человека. Человек мера всех вещей. Гуманитарный подход в теории архитектуры (дизайна). Гуманитарный подход в теории маркетинга.
Ипостаси человека. Субъект. Индивид. Личность. Персона. Нераздельность ипостасей.
Субъектная ипостась человека. Активность субъекта (работа, труд). Работоспособность субъекта. Энергетические источники активности. Потребность (нужда). Чувство. Страсть. Воля. Виды строительных работ. Виды проектных работ. Работа по решению архитектурнор-проектных задач. Чертежная (оформительская) работа.
Персонная ипостась человека. Информационно-полевой континуум (информационное поле). Слова. Числа. Картинки. Схемы. Информационное поле и смыслы-цели. Подсознание. Сознание. Надсознание. Метасознание. Смысловое поле и его материализация в произведениях, зданиях, вещах. Научное знание как разновидность информационного поля. Художественные достижения как разновидность информационного поля. Реклама как разновидность информационно-смыслового поля.
Индивидуальная ипостась человека. Некоторые проявления индивидуальных свойств их рыночный учет. Понятия «комфорт (удобство)» и «потребность». Эргономический подход.
Личностная ипостась человека. Некоторые проявления личностной ипостаси. Символы, знаки престижа, успеха, социального положения. Дворцы. Элитное жилье. Престижные вещи.

***

Маркетинг бизнеса красивых и полезных вещей. Коммерческая архитектура. Коммерческий дизайн. Коммерческое градостроительство. Роль архитектора, дизайнера, градостроителя в коммерческой архитектуре.
Специфика развития поэтико-прагматических потребностей. Социальная специфика (имидж, престиж, успех). Информационно-образовательная специфика.
Маркетинг архитектурных, дизайнерских услуг. Потребности в архитектурных, дизайнерских услугах. Сегментирование рынка архитектурных, дизайнерских услуг. Позиционирование архитектурных, дизайнерских услуг.
Государственные цели и их проявление в архитектурных, дизайнерских, градостроительных объектах государственных органов. Здания государственных, федеральных, муниципальных органов власти, правительственных органов. Цели крупных фирм и их проявление в архитектурных, дизайнерских и градостроительных объектах этих фирм. Личные цели представителей государственной и бизнес элиты и их проявление в дворцах, резиденциях, виллах, элитном жилье. Цели народа и их проявление в народной, социальной, коммерческой архитектуре, дизайне, градостроительстве. Потребности в красивых и полезных вещах разных слоев народа.
Делание имени архитектором или дизайнером на рынке проектных услуг (брэндинг).

Курс «Творческая политика»

Аналог такового курса в профессиональном образовании отсутствует. Некоторые фрагменты знаний такого рода скапливались в исторических исследованиях.
Довольно часто слово «политический» заменяется нейтральным словом «социальный», «общественный». Принципиальное отличие смыслов заключается в том, что слово «социальный», «общественный» отражают некие абстрактные отношения между людьми, а слово «политический» отражает некоторое сообщество или отдельного человека осуществляющего экспансию, которая рано или поздно встречает сопротивление со стороны экспансии других сообществ или отдельных людей. Все остальные отношения между людьми в этом случае структурируются политическими как более активными.

***

Программные разделы приведены для общей ориентации направления движения по созданию такового курса.
• Представление о микрополитике и макрополитике. Политическая организация больших сообществ. Политическая организация малых сообществ. Сообщество архитекторов, дизайнеров, градостроителей как малое политическое сообщество. Статус профессионального сообщества относительно других сообществ.
• Творчество как проявление пассионарной энергетики. Смысловая направленность творчества. Творчество как энергетическая и смысловая экспансия. Творческая экспансия внутри профессионального сообщества. Творческие направления, течения. Стиль.
• Цели, которые преследуют люди. Цели, которые преследуют архитекторы, дизайнеры градостроители. Разные типы целевых установок в архитектуре, дизайне, градостроительстве.
• Конкуренция, соперничество целей, программ, в архитектурном, дизайнерском, градостроительном сообществе. Противодействия внутри и вне профессии по реализации целей. Случайные (хаотичные) противодействия. Целенаправленные противодействия. Цивилизованные способы творческой конкуренции. Конкурсы. Смотры конкурсы. Творческий отчет (выставка). Архитектурная периодика, газеты, журналы.
• Критика как инструмент творческо-политического соперничества.
• Жизненная стратегия в реализации целей. Тактика реализации целей. Типы целевых установок – «мастер», «маэстро», «академик», «законодатель мод».
• Творческие союзы, направления, течения по реализации творческих целей. Организационная сторона формирования союзов, направлений, течений.

***

Лекционный курс должен сопровождаться практикой или реальными практическими действиями студента. Например, за время 5-6 курса можно:
• Поучаствовать в выставке, или подготовить персональную выставку (не обязательно свою).
• Подготовить и провести акцию.
• Подготовить и провести презентацию.
• Организовать совещание, конференцию по обсуждению какой-либо проблемной или актуальной темы и самому выступить на ней.
• Придумать и провести действия подобного рода.
В этом случае дипломный проект может быть совмещен с отчетом о проделанной за 2 года работе.

Курс «Профессиональная политика в архитектурном, дизайнерском, градостроительном сообществе»

Аналог такового курса, как и в предыдущем случае в профессиональном образовании отсутствует. Традиционно действия такого рода носят имя «Общественно-профессиональная деятельность». До сих пор теоретики, увлеченные архитектурными произведениями, не считали нужным интересоваться «общественно-профессиональной деятельностью».

***

Программные разделы приведены для общей ориентации направления движения по созданию такового курса.
• Представление о микрополитике и макрополитике. Политическая организация больших сообществ. Политическая организация малых сообществ. Сообщество архитекторов, дизайнеров, градостроителей как малое политическое сообщество. Статус профессионального сообщества относительно других сообществ.
• Политическое взаимодействие общества (макросообщества) и архитектурно-профессионального сообщества (микросообщества). Разрешительная функция государства. Лицензирование. Согласование проекта в государственных органах, пажарники, СЭС и др. Нормирующая, стандартизирующая функция государства. Нормативные документы, стандарты. Контролирующая функция государства. Арх-строй контроль. Госприемка строительства.
• Законодательная функция государства. Законодательство и законы, касающиеся архитектуры, дизайна, градостроительства. Ситуации в суде.
• Общеправовая политическая среда, ограничивающая взаимодействия профессиональных микросообществ и их отдельных представителей. Общеправовые взаимодействия сообщества архитекторов, дизайнеров, градостроителей с другими профессиями и их представителями.
• Внутри профессиональная и меж профессиональная этика как регулятор политических взаимодействий.
• Политическая экспансия в соответствии с принципом «Все, что не запрещено законом - разрешено». Взаимная политическая экспансия при взаимодействии сообществ «заказчиков», «проектировщиков архитекторов», «проектировщиков не архитекторов», «подрядчиков».
• Политическая экспансия архитекторов, дизайнеров, градостроителей внутри архитектурных, дизайнерских фирм. Политическая экспансия архитекторов, дизайнеров, градостроителей внутри не архитектурных, не дизайнерских фирм.
• Профессиональные союзы. Отличие профессиональных союзов от творческих союзов. Союзы по внешней экспансии архитектуры, дизайна, градостроительства в окружающих профессиях, мирах и сферах. Экспансия архитектурных, дизайнерских, градостроительных знаний, ценностей, идей. Архитектурная, дизайнерская пресса. Архитектура и дизайн на телевидении.


Ответить...

Ваше имя :
Ваш  mail :

Ваш ответ :


Напишите словом: сколько будет 4 плюс 1 ?


Обсуждения...

20.03.2003,  :
Привет, Студент! Отрадно, что уже не валим все в одну кучу – и образование (как бы универсальность, открытость для всего), и подготовку (как бы натаску и нацеленность на конкретное). Если в обучении отнять первое, то будет ПТУ, если обучение лишить второго, то вообще ничего не останется. Это, во-первых. Во-вторых, обучение может быть устроено как конвейерная сборка (ты о ней как раз и говоришь), а может как шеф-монтаж. Так вот, если разработчикам и организаторам обучения все это игнорировать, то всякие припарки и даже мощные довески к "образованию" ничего не будут стоить. Следовательно, всякое размышление и намерение по поводу "образования" не может не учитывать его внутренней природы, как и не может не относиться к внешней среде. А наши концептуалисты, ни мало не смущаясь, "впечатывают" всякие случайные вещи из внешней среды в структуру обучения. Надеюсь, что это уже не воспринимается критиканством. Структура учебного плана советского (фантомного) университета не позволяет сегодня студенту производить нужные ему конкретные сборки курсов и предметов (самостоятельно вести шеф-монтаж своего обучения), как это позволяет настоящий (реальный) университет. Выход здесь пока видится один – совмещение учебы с работой и размышлением. С уважением, priss
19.03.2003,  :
Как руководитель архитектурно-строительной фирмы, могу сказать свое впечатление о нынешнем образовании. В данный момент работаю с людьми, за плечами к-х - Новосибирская Академия (у кого гражд.архитектура, у кого пром., у кого дизайн), Иркутский университет, Восточно-Казахстанский Университет (выпускники 1995, 1998, 2001, 2002), а также работаю с такими, кто переучивался в Германии (в Берлине и Потсдаме), можно с интересом сравнить. Так вот, специалисты этого поколения, имея универсальное (по мнению руководства и профессуры) образование, прекрасно понимают ничтожность своих знаний и умений. У кого хватает воли, решимости (желание стать профессионалом выше остальных)- по сути, учатся еще минимум три-четыре года, чтобы перейти от умения "придумать-нарисовать" к умению "создать реальный продукт". Вот Витамин предъявил влияющие факторы - в том числе завтрак, свои эмоции и т.д. Так вот, я учу своих спецов, что настоящий профессионал свои эмоции должен как минимум контролировать во время выполнения проектной технологии (т.е. примерно в 90 % работы над проектом). Поскольку именно это , как правило, выдается за пресловутую "креативность", которая вроде как некая индульгенция за право на незнание норм, технических данных, на неумение организовывать свое собственное рабочее время и т.п. Кажется, Е. АСС в самом первом номере Проекта Россия указал, что доминирующим типом архитектурно-дизайнерской школы в России является тип "школы изящных искусств"; я думаю, дело в корне, откуда все произрастает - архитектор- профессионал, который несет максимальную ответственность перед множеством субъектов (собств. амбиции, заказчик, общество, будущее), и только создав ПРОДУКТ, ответив за его создание, он может именоваться профессионалов. Как бывший препод-теоретик, могу заметить, что ни одна из действующих зауральских архитектурных школ не нацелена на обучение созданию Продуктов. Стоят такие мощные, фигурально выражаясь, авианосцы, командованию цели не интересны, у матросов свои халтурки, у летчиков, ни разу не летавших,споры о фигурах высшего пилотажа; море кругом заболочено... А.Б.
19.03.2003,  :
Всем привет! Priss, а как все же насчет того, чтобы закончить с "образованием ради образования" и заняться целеполаганием? Если считать АРХИТЕКТУРОЙ образование, т.е. ПРОЦЕСС, то что будет РЕЗУЛЬТАТОМ? Для Студента результат образования очень важен, как я понял, и вхождение в профессию оказывается весьма болезненным. Для меня же очевидно, что существующие сегодня "практики" есть переходное, временное состояние. Сегодня в ПРОЦЕСС архитектурного образования вступили люди, которым предстоит войти в ПРОФЕССИЮ через 6 лет. Следовательно, если ставить ЦЕЛЬЮ образования ВХОЖДЕНИЕ в профессию, необходимо спрогнозировать, построить модель профессии на 6 лет вперед и выпустить специалиста, органично вписывающегося в "практики" 2009 года. Построить же модель профессии не очертив рамки этой профессии невозможно. Иначе архитектурное образование останется таким, какое оно есть - с глобальностью и универсальностью, не удовлетворяющей никого - ни работодателя, ни студента, ни профессуру. Универсальность (плюс фундаментальность) образования хороша тогда, когда итог его - "универсальный исследователь". Такое образование давали классические университеты (существовавшие в свое время параллельно с "цеховой" системой образования, готовившей "практиков"). Результат сегодняшнего образования (архитектурного) - вхождение в профессию (не имеющую рамок) получивших широкое и общее образование людей - либо талантливых и способных творить вне всяких рамок, либо бесталанных и при этом не имеющих профессиональных норм, определений, "рамок" (кого больше?). Теперь к западному опыту. Понятно, что культивировавшаяся многие годы профессия имеет там очевидные всем и неоспариваемые нормы. Бесталанных студентов там не меньше, чем здесь. Однако "натаска" на работу в профессии и "в ее рамках" приводит к тому, что выходя в профессию новоиспеченный бесталанный профессионал делает архитектуру пусть скучную, но грамотную. Для "талантов" существуют специальные школы. Правда, Питер Кук, например, жаловался, что из его "креативной" школы студенты норовят перевестись в более "практичные". А у нас не так? Так вот, в России нет проблемы с талантами и с их образованием. Есть проблема профессионализма, профессии и профессиональных рамок (или профессиональной грамотности), проблема образования для "практики" будущего, проблема формирования самой этой "практики". /А.
19.03.2003,  :
Волей - неволей приходится обрамлять. Заказ есть - его нужно выполнять. Вот и стараюсь найти в обучении то, что нужно для выполнения конкретного заказа. Про универсальность не спорю. Все может пригодиться. Вот только нет вообще того, что необходимо. А преподаватели об этом знают, а гонят черт знает что. Что у них в программе написано. Раскрывают только тогда, когда спрашиваешь. Например про проблемы при проектировании. Слишком уж все хорошо получается. Придумал Легенду, придумал, что все так хорошо, придумал здание или интерьер, вроде бы сдал его, вроде бы получил отличную оценку, а когда дело касается практики, так "круто" нельзя, давай попроще, или сделай то, чего сделать нельзя (за такие деньги), да еще нравится, потом не нравится, потом опять нравится. Этих заказчиков не поймешь. Еще нет знаний по поводу норм света, какие светильники бывают, сколько их нужно. Не говорят, что должно входить в интерьерные чертежи и не говорят, как их нужно правильно делать. Если проект, делай как-нибудь, главное картинку покрасивше, или главное, чтобы штамп был. И все уж знают, что кто-то там жил в бочке... Зачем это надо??? Студент.
19.03.2003,  :
Не уверена, что на этапе образования стоит себя "обрамлять". Универсальное образование тем и замечательно, что универсально. А вот специализация - должна быть, в большей мере, по инициативе самого "студента" и на последних этапах обучения. Возможно, жизнь так повернеться, что пригодится именно то, что он считал НЕобязательным и НЕнужным. А специализация уйдет "коту под хвост". И вообще, это все очень индивидуально и зависит от способностей к восприятию нового в профессии и за ее пределами (общекультурный уровень). Как известно, самое качественное и необходимое (осознанное)образование - под номером 2 или даже 3. И еще, убеждена, что МОЖНО считать себя профессионалом - не очерчивая рамок. (припомним "универсалов", профессиональных во всем, за что бы они не брались)Це-це
18.03.2003,  :
Приветствую А. и Студента! Мое соображение таково: наверное, нужно перестать смешивать полученную специальность с практической деятельностью. Сначала дать им разные имена. За образованием можно оставить имя "архитектура". А вот с именами практик, в которые включаются "архитектурные специальности"? Да, есть и архитектурная практика, но по масштабам ее не сравнить с советскими временами (и с временами Палладио и Корбюзье). Это надо принять. Как принять и новые практики для архитектуры. Вот я с иронией назвал одну из них "строительный тюнинг". Но здесь есть своя правда. Так может быть, попробуем дать имена? Как считали в старину, дать имя – это значит определить судьбу. // priss
18.03.2003,  :
Привет всем! Насчет глобальности профессии Студент прав, архитектурные вузы дают реально УНИВЕРСитетское образование. т.е. глобальное - на стыке гуманитарного и технического, применимое затем практически в любой сфере жизнедеятельности. И это ответ на вопрос - "можно ли чуствовать себя человеком "вне рамок"?" Человеком - да, профессионалом - ??? Можно ли определить себя профессионалом не очертив рамки профессии? А не очерчиванием ли рамок, не установлением ли норм профессии занимались (каждый в свое время) - Палладио с Корбюзье? Сталинские чиновники от архитектуры очерчивали свои. Я не спорю - возможно, что технологии уже и перешли ту границу, когда архитектор (как профессия) стал не нужен, поскольку утрачено Таинство профессии - Таинство перевода плоских изображений в объем и обратно. Но почему на a3d.ru так активно профессионалы обсуждают идею Фонда архитектурного образования? /А.
16.03.2003,  :
Давно меня тут не было. Учеба все.:) 1) Под пресс меня точно загнать не удастся. Те предметы, которые для проектирования не нужны, почти игнорируются, то есть на них уделяется меньше внимания.Если эту теорию будут вводить, то нужно очень осторожно. Ломать не строить. 2)Выучившийся у одного к другому не всегда уйдет. Зачем привыкать и переучимваться снова. ОН или останется или если у него побольше амбиций, то организует собственное дело. 3) Думаю что не 121 из 125 ничего не отражают. Все таки меньше. 100 из 125. Масштаб профессии глобален. Он захватывает и тектонические и агротехнические масштабы. Студент
12.03.2003,  :
Студент, привет! Тебя эти "мнения" никак не трогают? Если не трогают, то мало им цены. Отреагируй // priss
12.03.2003,  :
Привет, А.! Вопрос риторический или как? А что, неужели невозможно чувствовать себя человеком (в т.ч. профессионалом) без этих внешних организационных форм и рамок? На складывание норм (в т.ч. профессиональных) есть две, как минимум, точки зрения. Одна у Мишеля Фуко: "тектоническая" – с соответствующими пространственными и временными масштабами. Другая, надеюсь, у нас: "агротехническая" – с другими масштабами. Кому, как ни нам архитекторам, уметь работать с масштабами. Тогда у меня вопрос: масштабы профессии // priss
11.03.2003,  :
Привет, priss! Спасибо за link, было небезынтересно почитать. Как ни странно, данный текст вселяет в меня определенный оптимизм - очевидно, что вектор социально-экономических изменений в стране уже привел к "разгосударствлеванию" професии, следовательно, "нормы профессиональной культуры" имеют шанс вновь стать критериями оценки архитектуры, заменив сохранившуюся с эпохи СССР официозно-административную систему "градосоветов", "главных архитекторов", "заслуженных архитекторов". Как в том бородатом анекдоте: "Мама, а кто такой Корбюзье? - Архитектор - Как наш папа? - Да ты что, наш папа Главный Архитектор!". Вопрос только - когда это произойдет? /А.
05.03.2003,  :
А., привет! Вот такая ссылка есть - http://www.circle.ru:10125/kentavr/. Можно непосредственно к автору обратиться: memark@online.ru. История архитектуры от Хан-Магомедова и история профессии от Мееровича – это как две разных истории: "священный текст" в первом случае и клинический диагноз во втором. А если формально, то первый – искусствовед-пиарщик, второй – историк-аналитик. // priss
04.03.2003,  :
Была еще серия книжек об истории архитектурного образования в 1920-30-е г.г. Хан-Магомедова, из которых кое-что вошло в двухтомник "Архитектура советского авангарда", но далеко не все. /А.
04.03.2003,  :
Привет! Слышал, но не читал. Один экземпляр книги был прислан в Новосибирск на конкурс "Золотая капитель", вызвал большой скандал в жюри (это историческое-то исследование?!), ничего в итоге не получив, и пошел по рукам, до меня пока не добравшись. Поэтому, если данная книга есть в интернете, буду благодарен за ссылку. /А.
03.03.2003,  :
Привет! А., а слыхал ли о Марке Мееровиче из Иркутска? У него диссертация и книга об истории советской архитектурной профессии. Другого исследования в стране нет. Если не в курсе, то скину link. Твой сценарий стоит соотнести с его диагнозом // priss
cтраницы обсуждения
1 2 3 4 5


(с) 2002-2019 СибДИЗАЙН.ру

www.SibDESIGN.ru архитектура дизайн интерьеров проектирование дизайн интерьер в новосибирске