![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ответить... Обсуждения... ![]() Uvazhaemy Andrey Vladislavovich, zdravstvuyte!
Po-moemu, eto ochen horoshaya y svoevremennaya rabota. Kak govoritsya, zhizn ne tak prosta, kak nam kazhetsya - ona gorazdo proshe. Takzhe y v voprose o "zolotom sechenii". Proektorovali y stroili "bely domik so stolbamy" na skale v Afinah, veroyatno, tozhe prosto, kak y vezde v to y nyneshnee vramia. Hotya togda byli narabotany svoy standarty. Pri analize proporzy ih mozhno mnogo vsyakih otyskat. Tak chto ya goryacho poderzhivayu Vashu rabotu po etoy teme. Kstaty, mezhdu delom mozhete posmotret na nashi domiki na http://www.lindal.com/ S bolshim uvazheniem y pozhelaniem vsyacheskih uspehov, Boris Yaroslavtsev. ![]() Уважаемый Сергей! Факт, как раз, заключается в том, что в ордерах никакого золота нет. По поводу "лини талии" ничего сказать не могу. Стахов уже перескочил на с пупка на эту линию. Думаю, что если провести исследование и показать, что линия талии не соответствует золоту, то тутже "найдется" еще какая-нибудь особо "золотая" линия. Виктору Ивановичу Сазонову Вы можете написать письмо - vi_sazo @ mail.ru Желаю успехов. ![]() Здравствуйте!
В любой даже самой фундаментальной науке постоянно раздвигаются рамки и уже известные вещи оказываются частью более общих теорий, либо более точно устанавливаются зависимости. Если слепо верить в расхожие истины и млеть от красивых сказок, можно только деградировать. Поэтому статью Андрея Владиславовича считаю и разумной, и справедливой. В моем изучении вопросов пропорционирования и в том, что касается поднятых тем, я пришел к следующим выводам. Следует отделить ЗС как решение математической задачи, известной с древних времен от приложения этой задачи к вопросам восприятия и пропорционирования, которое началось с работы А. Цейзинга. Ту роль ЗС в природных явлениях, описываемую в известных работах и примерах, считаю сильно преувеличенной, а во многих случаях недобросовестно притянутой и ложной. Полагаю, что наиболее выраженную роль ЗС может иметь в замкнутых колебательных системах, как соблюдающее условие отсутствия внутреннего резонанса (по А.П. Стахову), не исключая, впрочем, и каких-то других, но серьезно аргументированных! Следует понимать, что закон филлотаксиса не является обязательным ни для психологии творчества, ни для любого другого явления, например, из физики, химии и пр.. Нельзя вот так бездоказательно прикладывать одно к другому. В теории архитектуры необходимо перейти от слепого подбора универсальной схемы, претендующей на отражение «космо-гео-био-ритмо-метрического кода пространственно-временной гармонии-грамматики языка Вселенной» (по В.И.Сазонову), не приведшего к убедительному результату, к решению качественно иного вопроса: по каким законам природы мы воспринимаем окружающий мир, и по каким законам создан наш воспринимающий аппарат, почему что-то мы ощущаем прекрасным, а что-то – нет. По одной из реплик. Классические ордера никогда не строились по «закону ЗС», а только по принципу целочисленных отношений. Более того, «классические» соотношения частей ордера дошли до нас благодаря работе Дж. Виньолы, который, замерив многие памятники античности, вывел нечто среднее на свое усмотрение (т.е. создал канон) и именно в системе целочисленных отношений, а затем издал свои выводы, что и оказалось решающим. Тогда как другие архитекторы того же времени давали другие рекомендации. Вообще, мое исследование вылилось в некую теорию, которую собираюсь опубликовать в течение полугода. Некоторые положения и выводы, касательно темы. 1.Восприятие пропорций имеет психофизиологическую природу, и если еще точнее – нейропсихологическую. 2.Пропорции (отношения звуков, размеров, цветов) являются основным языком искусства: пропорции – способ передачи эмоций. 3.Понять какую роль в пропорционировании и восприятии искусства играет ЗС, может лишь комплексный подход с построением теории общей для психофизиологии восприятия, теории архитектуры, музыки, цветоведения. 4.Создание инструмента пропорционирования, как основы создания архитектурного произведения бессмысленно и даже вредно. Набор пропорций – это только ноты, но, даже зная их сложение в архитектурные аккорды (а этого мы не знаем), невозможно создать инструмент написания симфонии или просто мелодии. В музыке такого инструмента нет, в то время как теория музыки на порядок более развита, чем теория архитектуры (как искусства). Полагаю, теория любого искусства всегда будет плестись вслед за практикой. 5.Архитектурные объекты, музыкальные произведения и пр. создаются именно «внутренней гармонией», и именно чувствительность к пропорциям необходимо оттачивать архитектору, особенно в условиях современной архитектуры. Все более окружающая нас новая архитектура, существующая так мало в сравнении с другими историческими стилями, обращается к первобытной природе творчества с принципами создания форм, аналогично природным – с близким к естественному образованием в зависимости от назначения, окружения, а также построения комфортной эмоциональной среды. В этом ее невероятная сложность, редкие успехи и многочисленные беды. Потому что каждая форма (в отличие от набора выверенных элементов в классике) является уникальной и требует высочайшей чувствительности и мастерства, проявления того уникального художественного дара, каким является архитектурный. ![]() Уважаемый автор! Вы ведете речь о словосочетании "золотое сечение", при этом опровергаете это в искусстве и архитектуре. Если же попытаться отбросить и забыть это красивое название, а поговорить о принципах соотношений отрезков, о котором написано немало трудов, то можно попытаться преподнести свой взгляд на эту проблему.
Надеюсь, что Вы не будете опровергать тот факт, что пропорции архитектурных ордеров выполнены именно по этому принципу, и которые, я думаю, Вы преподаете своим студентам. По этому же принципу создана система штрих-кода, тем самым позволившая человечеству сделать огромный шаг в преодолении проблемы передачи максимальной информации минимальными усилиями. Конечно же это не архитектура и не искусство, но это же есть и это невозможно опровергнуть. Что же касается пропорциональности фигуры человека, то хочу дополнить эту немаловажную тему следующим. Ошибочно мнение о том, что в измерениях тела человека одним из ориентиров является так называемый пупок. В действительности же, в районе этого ориентира находится другая линия, которая как раз и делит рост человека на два неравных пропорциональных отрезка и она находится чуть выше пупка. Это линия талии или подреберья. Хочу высказать свое мнение по поводу системы линий и сетки Виктора Ивановича Сазонова, о которых я впервые узнал из дискуссий по поводу Вашей статьи. Хотелось бы узнать об этом подробнее, тем более, что я пришел к какому-то похожему промежуточному результату. И, возможно, что эта система еще себя покажет с хорошей стороны. С уважением. Сергей. aleksin1959@mail.ru ![]() Уважаемый Андрей Владиславович! Прочитав Ваши рассуждения, мне стало грустно оттого, что не осталось вопросов. Так же я понял что "Сказка" касается не самого ЗС как факта научно обоснованного, а скорей притягивания за уши истории для придания ЗС большей значимости (хотя точные науки нуждаются только в доказательствах) и о магической способности ЗС из любого им пользующегося сделать гения (но знание закона, тоже не освобождает от ответственности).
Говоря о практическом применении ЗС и Гении, я имел в виду, что гениальная идея от эскизов архитектора до проектной документации проходит через руки большого коллектива, работающего над проектом, и на этом этапе знание ЗС участниками этого процесса будет способствовать максимальному приближению воплощённого в камне проекта к изначальной идее архитектора. Но кроме проектирования, у архитекторов есть куда большая проблема. Это ЗАКАЗЧИК и, как правило, не обременённый ни теорией, ни историей, ни ЗС, но это из другой оперы. Я не был в Новосибирске, но представляю, сколько надо иметь "силы воли" смотреть на это каждый день (имею в виду фото в Вашей статье). Андрей Владиславович, можете ли Вы посоветовать, где можно приобрести книгу В.П. Зубова “Архитектурная теория Альберти”, и какую литературу в этом духе Вы рекомендуете почитать. Заранее благодарен, Александр Косачёв. ![]() Уважаемый Александр! Я уверен в обратном – шедевры архитектуры и искусства следует воспринимать и познавать НЕ прибегая к помощи циркуля и калькулятора. Иначе мы превратимся в бухгалтеров. Убежден что эти предвзятые вычисления НЕ способствуют развитию ГАРМОНИИ внутренней. Непревзойденный по уродству непостроенный (Слава Богу) дворец съездов весь нашпигован золотом (посмотрите Грима). То, что к золотым пропорциональным схемам нужен дополнительно Гений, это обычное оправдание сторонников золота. Думаю, что если есть Гений, то ему не нужны золотые циркули. По поводу оптимальности в золоте согласен с Вами. Только не пришло еще время для таких оптимизационных технологий расчета проектных решений. Думаю, что Вам будет интересно посмотреть мои рассуждения на адресе http://www.a3d.ru/archi/stat/radz1.php Ваш А.Радзюкевич ![]() В этом предложении ошибочно поставил предлог "в" перед словом пропорций. Следует читать без него.
И каким бы образом, с помощью ЗС или "Гармонии внутренней", мы не добились оптимальной гармонии пропорций, объекта архитектуры или искусства, это ещё не шедевр, это всего лишь конструкция и нужен Гений, чтобы вдохнуть в это жизнь, ради которой и создавалась эта конструкция. С уважением, Александр Косачёв. ![]() Уважаемый Андрей Владиславович! Безусловно, Гармония как понятие субъективно и конечно одним ЗС наполнить Гармонией внутренний мир человека мало вероятно, и уж тем более социума. Что же касается популяризации ЗС, опираясь на шедевры архитектуры и искусства, считаю, что это способствует развитию Гармонии внутренней и уж во всяком случае, помогает новоиспечённым архитекторам и дизайнерам избежать уродливых форм. Готов согласится с Вами, что ЗС мало поможет в поиске художественных решений и категорически не согласен с Вашим утверждением в части касающейся планировочных решений, т.к. ЗС изначально претендует только на гармонизацию пропорций, что и является основой планировочных решений. И каким бы образом, с помощью ЗС или "Гармонии внутренней", мы не добились оптимальной гармонии в пропорций, объекта архитектуры или искусства, это ещё не шедевр, это всего лишь конструкция и нужен Гений, чтобы вдохнуть в это жизнь, ради которой и создавалась эта конструкция. Поэтому не стоит винить ЗС в отсутствии шедевров. Я придерживаюсь того, что ЗС определяет оптимальную (идеальную) пропорциональность линейного роста (развития) объекта биосферы в условиях сил гравитации Земли. То есть из-за влияния гравитации каждая часть целого, удаляющаяся от центра, должна быть меньше предыдущей части, что бы последняя могла её удержать. И так как мы с Вами являемся частью этого Мира, это оказывает на нас большое влияние, в том числе и на наше субъективное восприятие оптимальной Гармонии пропорций. И даже живи мы в условиях невесомости эффект будет тот же, т. к. это вопрос массы тел, их удалённости друг от друга и как следствие силы взаимодействия. И применительно к живой природе следует измерять пропорцию не только линейных размеров, а также и массы частей и целого, и здесь Вы найдёте ответ на то, что сбивает Вас столку, глядя только на несоответствие статистики линейных измерений коэффициенту ЗС. Проводя параллели можно сказать, что в архитектуре “условные массы” части и целого можно выразить цветом, и при неудачном цветовом решении можно разрушить самую идеальную пропорцию. Кстати, наблюдая в природе за цветовыми решениями можно увидеть, что меньшая часть целого всегда по тону светлее большей части. И это тоже как визуальная характеристика масс частей влияет на восприятие Гармонии пропорции этого целого. Я думаю, что в природе при её разнообразии форм всё и выглядит гармонично потому что Бог учитывает все факторы, мы же найдя одну закономерность не можем научиться ей пользоваться и готовы отбросить её вообще только потому, что эта закономерность не отвечает на все вопросы стоящие перед нами. Думаю, Альберти прав, действуя по принуждению закона можно создать только шедевр разрушения, например такой как водородная бомба. Выражаясь Вашими словами, "что «Гармония пропорций» есть материя производная от Гармонии внутренней", я уверен, что ЗС определённо является одной из элементарных частиц этой материи.
С уважением, Александр Косачёв. ![]() Уважаемый Александр! Раньше я верил в то, что с помощью ЗС можно «добиться оптимальной гармонии пропорций в архитектуре и искусстве». Однако со временем я с удивлением стал обнаруживать, что шедевры архитектуры вокруг никак не появлялись. И это несмотря на тотальное засилье популярной литературы о золоте. Я пришел к выводу, что ЗС не может быть инструментом для нахождения оптимальных планировочных и художественных решений. Другой коэффициент предложить не могу, так как считаю это бессмысленным. Еще Альберти утверждал – «Мы не должны действовать, словно по принуждению законов». Убежден, что «Гармония пропорций» есть материя производная от Гармонии внутренней. ![]() Уважаемый Андрей Владиславович Радзюкевич, если Вы так категорично отрицаете, универсальность ЗС как коэффициента позволяющего добиться оптимальной гармонии пропорций в архитектуре и искусстве, можете ли Вы предложить другой “инструмент” или коэффициент “другого сечения” для определения гармонии пропорций?
С уважением, Александр Косачёв. ![]() Попробовал разобраться с нуля. Извините, уважаемые авторитеты, за наивные вопросы и суждения. Объясните, где ошибся.
ЗС это гармония. Но движения, роста, развития или стабильности? Это же противоположные вещи, господа. Консонанс - гармония стабильности. Движение отображает, наоборот, диссонанс. Искуство музыки - сочетание движения и стабильности во всех их доступных восприятию степенях. ЗС в музыке отображает скорее движение. ЗС чаще проявляется во времени, чем, например, в плоскости. В плоскости оно проявляется, скорее, из-за времени. Отсюда следует, что ЗС в строительстве это ... не устойчивость, а разрушение. А красота, она в разнообразии консонансов и диссонансов, сочетание которых призвано пробуждать ассоциации. Ассоциации есть вопрос эстетики, то бишь накопленного опыта. Каждый хочет развиваться. Если он видит отработанное в его сознании решение - некрасиво. Если слишком непонятное - некрасиво. Если на шаг-два впереди и доступно для осмысления, мозг награждает удовольствием за шаг в эволюции сознания. Шедевр близок многим и слегка непонятен из-за неопределенности. Например, формы или цвета.Как сделано - не понятно. Красиво, пока не разберешься. Если группа слушателей не может осмыслить интегралы, то осмысление ЗС для них будет крайне интересно. Пока не изучат реальный потенциал более сложных инструментов. И еще одно наблюдение. Одно ЗС, это еще уникально. Но ряд р-ЗС можно подогнать под любой ряд цифр или под любую пропорцию. А если добавить вариации, корни, дроби, погрешность, то провести грань между ЗС и не ЗС почти невозможно. ЗС должно однозначно проявлять суть системы. Нашли суть системы - суть становится важнее числовой пропорции - инструмента ее породившей. ЗС отображает диалектическое противоречие между ЗС и 1- ЗС. Вычислили его с помощью ЗС - пользуйтесь знанием противоречия, а не ЗС. Зачем вам ЗС, если нет результата: устойчивых движения или стабильности, точного прогноза, красоты, которая проявляется в эмоциях и оценивается по усумме субъективных суждений? Второе замечание. Все наши ощущения относительны - относительно других степеней ощущения и растут в разы, а не на равные шаги, то есть их нужно логарифмировать. Линейно логарифмировать в фокусе привычных ощущений и нелинейно на краях диапазона ощущений. Некоторые ощущния сжимают динамический диапазон факторов, их вызвавших. Факторы - от микро до гига, ощущения от мили до кило. Далее. ЗС проявляется в системах бесконечных. Радикальное ограничение их границ вносит существенные поправки, которые в простых числах не измеришь и без интегралов не опишешь. Хочешь от иедала перейти к реальности - моделируй реальность. Простые аппроксимации в реале не срабатывают. Увы. Нет таких ни в одной области науки. Последнее замечание. В работах многих второв очевидны признаки шарлатанства, что подрывает доверие к теме. Почти везде ЗС натягивают как резиновую шапку на пловца. Эдак всем подойдет размер номер 1,618 или 0,618 или весь р-ряд или корни, суммы, произведения от них. Оригинального материала чуть. Достоверного почти нет. Многое можно проверить экспериментально, но никто не проверяет. Если пишут достоверно известно, что... автор убедительно показал, что... и не приведена суть и доказательства, то, очевидно, что корове примеряют седло. ![]() Думаю, что при желании золотое сечение можно применять где угодно. И при желании можно "однозначно доказать гармоничность золотого сечения". Вопрос - если это однозначно доказано, то почему не видно толпы желающих это все применять? ![]() Золотое сечение применяется в фотографии. В книге "Фотография как" А. Лапин подробно описывает понятие "соразмерность" с наглядными примерами, которые однозначно доказывают гармоничность золотого сечения. ![]() Не помню, написал ли свой ящик.
pirotechnics@inbox.ru ![]() Здравствуйте, Андрей Владимирович.
Скажите, ваша диссертация, о которой вы упоминали, также посвящена проблемам гармонизации? Могу ли и я взглянуть на неё? На тему Ле корбюзье а также по поводу пропорций человеческого тела с Вами полностью согласен. Вообще разобрался с его системой "Модулор". По-моему всё высосано из пальца. Все три принципа, на которых эта система строится - необоснованы. Напомню, это 1) принцип прямых углов, он же главный принцип, о крахе которого автор "Модулора" сам и пишет в своей книге. 2) принцип связи элементов здания с ростом человека. Доказывается Ле корбюзье тем, что будто бы высоты помещений "неизменно принимаются 2.1 - 2.2 м, что соотвтствует высоте человека с поднятой рукой". Представляете, что пишет? Хотел бы я взглянуть на такие помещения. 3) разложение роста человека в "золотой пропорции". Байка, конечно, хотя её поддерживают многие. Я лично мерил каноны Лиссипа (отношение 1,67) и Поликлета (1,47), отношение, описанное Витрувием - (1,44). Вот такой вот Ле Корбюзье. Уже написал на эту тему статью, и вот не знаю, опубликовывать или нет. Всё-таки "замахнулся на святое". На тему "знал ли Платон...". Да может и знал. Только ему не сказали, что она "золотая". (..."Пилите, Шура!"...) Её знали и пифагорейцы, т.к. она входила десятку "главных" пропорций, хотя даже не в первую тройку. (см. проф.Гримм, "Пропорц-ть. в арх", 1935г.) А вот Витрувий не знал точно. И Альберти тоже. И Даниэль Барбаро. Вот ведь упущение... Сама тема для меня актуальна, так как собираюсь в этом году защищать кандидатскую диссертацию о связи гармонических принципов архитектуры и музыки. С Уважением, Сергей. << 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 >> ![]() |
![]() |
www.SibDESIGN.ru
|
|
|
|
|
|