Мусиенко Юлия Ивановна, старший преподаватель кдры КТП Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (Опубликовано в журнале "ПРОЕКТ СИБИРЬ" № 11)

 

"Стильные" "разборки" в интерьере. 

На супер-дорогой декоративной штукатурке расплывается
густое пятно крови, кровь постепенно стекает на паркет ...
Жуткая картина отражается в массе зеркал, множа и множа
кошмар... Но кошмар - не жуткая сцена насилия (предвижу,
что именно так захотят размазать меня по стенке после
прочтения этой статьи многие дизайнеры и архитекторы), кошмар
в той самой архитектуре, которая отражается в зеркалах.

Итак. "Новый русский стиль" (НРС) в частном интерьере. Понятие ненаучное, определяемое мною на сегодняшний день в данной конкретной статье. Берусь (достаточно нахально!) утверждать, что практически все частные интерьеры, созданные нашими дизайнерами или архитекторами за последние 5 - 10 лет при всей их как бы разноплановости, "разностильности", пестроте, стремлению к оригинальности и даже уникальности, похожи по сути как близнецы братья. И пусть сами "интерьерщики" по-разному определяют стилистику своих проектов: "неомодернизм", "неоклассика", "минимализм", "эклектика", "хай-тек", ets, ets, разными средствами они выражают одну и ту же навязчивую логику "нового русского стиля". Полистайте журнал "SALON" последних лет и все более ощущаемая "дежа вю" заставит вас

увидеть сотни интерьеров как одну нескончаемую "мыльную оперу" российского дизайна. 
  Мой знакомый заметил однажды, что женщину-водителя он безошибочно определяет по манере езды. А я в 99 процентах случаев с первого взгляда отличаю интерьер, созданный у нас, от зарубежных аналогов. И вряд ли дело в том, что я хороший "эксперт", дело в совокупности специфических особенностей и черт "нашего" интерьера, не позволяющих спутать его ни с каким другим. И это вполне закономерно и естественно, правда, есть одна досадная деталь, многие женщины-водители пытаются ездить по-мужски, а российские дизайнеры-архитекторы, сознательно или подсознательно ориентированные на западные культурные образцы, получив доступ в общемировое информационное пространство и возможность использовать зарубежные материалы, технологии, мебель и массу других составляющих интерьера, тешат себя надеждой, что способны создавать интерьеры европейского уровня. Но, увы... Женщина может стать мужчиной, только сменив пол (и это все равно будет более-менее удачный эрзац), а наш архитектор сможет проектировать как западный лишь в иной системе, т.е. за границей, причем после того, как глубоко прочувствует и ассимилирует особенности зарубежной системы не только проектирования и строительства, но и бытия в целом, и при этом степень ностальгической "русскости" все равно останется и будет в разной мере заметна.

 

   Давайте допустим, что свобода в выборе предметов и средств создания интерьера у нас практически равна той, которую имеет зарубежный коллега-дизайнер (при сегодняшней насыщенности российского рынка в крупных городах натяжка невелика) и мы хотим создать хороший, качественный, гармоничный современный интерьер на уровне лучших мировых образцов. Что нам мешает? Логика принятых решений. Неподражаемая русская логика, логика причинно следственных связей в сложной системе интерьера.
    В меркантильно-творческом угаре мечутся между заказчиками, стройками и всевозможными салонами мои коллеги "интерьерщики ". Выбирая для своих проектов иностранную супердорогую мебель, стильные светильники, классные отделочные материалы и нашпиговывая интерьеры массой действительно качественных и эстетически значимых предметов, они надеются на столь же качественный общий результат, а когда "чуда" не происходит, пеняют на, мягко говоря, не идеальный вкус заказчика. Конечно, у них есть на это определенное право... Но мы не зрелы не только как потребители качественного дизайна, но и как его создатели. И это стоит признать!!!
Если звезды зажигают ... или рождение "сверхновой".

    C исторической непрерывностью нашей огромной стране не повезло. Такого резкого и глубокого социального лавирования не видел, пожалуй, ни один народ. Десять лет, как мы взяли новый курс, и нам открылись не очередные призрачные горизонты абстрактных утопий, а вполне осязаемые берега общества производства и потребления, регламентированного капиталистическими товарно-денежными отношениями. Появились богатые люди, приобретшие (не будем выяснять как) капиталы и новые возможности. Бедные тоже кое-что приобрели - иллюзию стать богатыми и философию общества потребления. О борьбе с мещанским бытом, о "разумных потребностях" строителей коммунизма все с удовольствием забыли, ринувшись на разных уровнях переустраивать свой быт. В ответ, на удивление быстро, выросла пока еще неуклюжая, но уже мощная и даже агрессивная "индустрия интерьера", базирующаяся практически полностью на сбыте импортных товаров и технологий (своих-то мало-мальски сносных не было). А вместе с ней и благодаря ей зажглась яркая сверхновая звезда российского интерьерного дизайна. В самых разных объемах: в коттеджах, новостройках, в полногабаритных сталинских квартирах и даже кое-где в "хрущевках" за толстыми бронированными дверями организовались маленькие нарочито надуманные, напыщенные и искусственные словно бы театральные декорации, фантастические мирки, где в каждом сошлось идеальное представление дизайнера и заказчика о хорошем современном жилище, и воплотились творческие искания одного и мечты другого о чем-то незаурядном, созданном в пику убогому "совку".

   На исходе советского времени в среде архитекторов ощущался огромный нерастраченный творческий потенциал, остроумные стильные "бумажники" и те, кто "выдавливал" архитектуру из убогих возможностей советской строительной индустрии, мечтали о реальном креативном свободном творчестве. Частный интерьер стал идеальной точкой приложения таланта многих из них. Первые интерьерные работы наших архитекторов (вновь испеченных дизайнеров) были романтическим творческим актом проверки накопившихся формальных идей, они искренне громили стереотипы "совка", под каждым принятым решением был глубинный пласт книжных знаний, телевизионных впечатлений и предвосхищение профессионального опыта. Во всем этом был свой шарм, извиняющий технические огрехи, несуразицу и так свойственный русским людям перехлест. Вектор нового русского стиля определился.

Его рупором стал журнал "SALON", сыгравший, на мой взгляд, огромную роль в формировании НРС и донесший досамых удаленных российских городов и весей новый методологический принцип творчества: можно абсолютно все, на что удастся уговорить заказчика и что с грехом пополам смогут сотворить строители. Этот принцип воодушевлял все новых и новых архитекторов (читай, дизайнеров), приобщавшихся к созданию интерьеров. Небывалая свобода в обращении с пространством, цветом, светом, материалами, фактурами, простота апелляции к любому архитектурному стилю или их массе в любом сочетании, к дизайнерским традициям других стран и народов в любой немыслимой смеси и контексте, раскрепостила и сразу же развратила только формирующуюся в новом качестве российскую архитектурно-дизайнерскую мысль. 

Логика типа: почему за двойной дверью бывшей полногабаритной коммунальной квартиры на 5 этаже мрачного, выкрашенного в грязно-зеленый цвет, неэстетичного во всех отношениях подъезда мы вдруг соорудим кусочек римских развалин, пытаясь всунуть туда все атрибуты современного качественного жилья, абсолютно органично заменена логикой: а почему бы нам не соорудить эти самые римские развалины или какой-нибудь космический корабль, дворец Людовика XVI или еще что-либо в том же духе. Таким образом, вот он первый прорыв в сознании: эстетика царского дворца, детского кафе, молодежного клуба, театра, ресторана, офиса, дискотеки, фантастического боевика и т.д. и т.п. может свободно процветать в любой обычной квартире. Зачем? Почему? Это уже другой вопрос...    Недавно я пригласила своего немецкого коллегу посмотреть подобный интерьер на завершающей стадии отделки, стояла большая часть мебели, и об интерьере уже можно было составить целостное впечатление. Автор проекта, заказчик и строители с упоением и гордостью демонстрировали нам свое произведение. Непонимание, удивление, граничащее с ужасом, видела я в глазах иностранца, из вежливости кивавшего и поддакивавшего хозяину квартиры, а у меня вопрошавшего: зачем все это? И напоследок огорошившего хозяина заявлением: а теперь Вы, конечно же, начнете ремонтировать подъезд.     После злосчастного визита мне долго пришлось отвечать на недоуменные вопросы немецкого коллеги. Начиная с того, почему так много денег вложено в локальный ремонт, тогда как весь дом в таком плохом техническом состоянии, почему инженерные решения и оборудование посредственного качества, а мебель такая дорогая?

  Зачем дополнительно нагрузили декоративными каменными глыбами далеко не новые деревянные балки перекрытия, почему в качественные немецкие двери вместо фирменных стекол вставлен витраж сомнительных достоинств местного производства (а ведь это была гордость дизайнера!). Зачем такое количество разнообразных половых покрытий (керамическая плитка, пробка, паркет) в одном помещении, ведь каждый стык стал проблемным местом, понизив общее качество отделки, и, наконец, почему общее решение такое многословное, пестрое, дорогостоящее и абсолютно не оптимизированное. С точки зрения здравого смысла, помноженного на немецкий прагматизм, мой иностранный коллега был абсолютно прав, но... ведь и его дом в Германии, суховато-рациональный, я думаю, понравился бы далеко не каждому российскому заказчику, да и наши архитекторы приняли бы его с оговорками, сочтя очень качественным, но несколько скучноватым. По истине, "de gustibus non est disputandum!" 

О вкусах не спорят, но почему бы не порассуждать?

  Если вкус понимать как массу постоянно реализуемых субъектом предпочтений в условиях свободного выбора, то общественный вкус должен быть результирующей всех частных вкусов. Фактически же, общественный вкус подменяется модой, в большей степени сознательно и искусственно создаваемой ограниченной группой людей. Моду создают профессионалы в каждой сфере деятельности, и их высокий профессионализм является залогом качества того формируемого вкуса (моды), который они предлагают обществу. Общество, в свою очередь, что-то из предложенного приемлет, что-то не приемлет, отфильтровывая моду и дополняя ее стихийно сформировавшимися предпочтениями. Поэтому и творцы моды пытаются чутко ловить настроения тех, для кого они трудятся, как бы предвосхищая пожелания общества или какой-то его части. Как серфингист ловит волну, можно ловить потенциальные чаяния людей и, придав им материальное воплощение, добиваться успеха. Именно такую волну, по-моему, поймали те, кто занимается сейчас российским интерьером.

Они создают моду, их работа востребована, но профессионалы ли они, хорошо ли то, что уже стало модным? Ведь "английский газон" за три месяца не вырастает. Почти целый век наша страна не имела культуры богатого дома, апартаментов, дорогого и качественного жилья, жилья для среднего класса. Соответственно, не было и создателей этой культуры, не было учебных заведений, которые бы могли эту культуру накапливать и передавать. Были совсем иные профессионалы, с другими навыками, менталитетом, логикой, образованием. Сейчас, волею социальных перемен, они переквалифицировались в дизайнеров по интерьеру и, можно сказать, на бегу становятся профессионалами, творя новую для нас культуру из ничего и из всего одновременно. Именно в этой плоскости лежит, по-моему, ответ на вопрос, почему в наши частные интерьеры перекочевала эстетика совсем иных по функциям помещений (выше мы об этом уже говорили).  Видимо, это оказалось самым простым способом создать нечто новое, а нового ждал от дизайнеров и заказчик, да и они сами…

 

 Новое (НРС) родилось стихийно, не из качества, а из количества архитектурно-дизайнерских наворотов. Не имея своей культуры интерьера, мы экстренно понадергали ее отовсюду, сдобрили присущей русскому человеку балаганностью и получили лишенные глубины, эстетической выверенноти, а иногда и просто здравого смысла поделки кустарного уровня, которые начали популяризировать и выдавать за профессионально сделанный продукт. НРС оказался очень выгодным для индустрии интерьера, ведь в его рамках даже дилетанты, студенты-недоучки, люди с сомнительным вкусом могут спокойно существовать рядом с действительно талантливыми профессионалами (коих очень немного) и активно распространять в огромных количествах дорогую мебель, отделочные материалы и т.д. Многие журналы, печатающие работы российских интерьерщиков, прямо предлагают рецепты "хорошей жизни по-русски" потенциальному потребителю, и в этих рецептах нет взвешенности, чувства меры, да и просто искренности. Расхваливается из рекламных соображений буквально-таки все подряд.

У заказчиков и многих только начинающих работать интерьерщиков нет должного вкуса, образования, мировоззренческой платформы, чтобы все это качественно фильтровать. А потому нормальная, независимая, профессиональная критика нам очень не помешала бы. Представьте себе журнал "SALON", к каждому номеру которого прикладывается отдельное независимое скромненькое издание аналитической тематики с критической статьей на каждый представленный в номере интерьер. Вот это был бы серьезный поворот, заставивший многих дизайнеров задуматься, прежде чем публиковать свои работы. Пока же я живо могу себе вообразить лишь что-то типа юмористического рассказа Михаила Задорнова, вдохновившегося современными российскими журналами по интерьерному дизайну, в котором пики острот летят в сторону заказчиков представленных интерьеров, а ведь и тот, кто эти интерьеры проектировал, не менее того достоин. Я уже даже боюсь говорить об "испорченном телефоне" качества, то есть о низкоуровневых эрзацах "салонных" интерьеров. Насмотревшись моды, так сказать, "от кутюр", нестоличные (да и некоторые столичные) заказчики и дизайнеры начинают ее переделывать в свое "pret-a-porter", исполняя визуально подобные решения в другой ценовой категории, средствами малоквалифицированных строителей и отделочников, местной мебельной промышленности и индустрии отделочных материалов. Хорошо, что жилой интерьер-дело частное, и поэтому эти творения (за немалые тоже, заметим, деньги) будут иметь счастье постоянно наблюдать лишь господа, их заказавшие. И, к сожалению, именно интерьеров такого сорта, большинство.

Можно ли заблудиться в трех соснах?

   Можно, и не только заблудиться, но и упоительно блуждать. Три сосны: архитектура, дизайн, декор. Создавая интерьер, проектировщик решает несколько блоков взаимопроникающих, но все же вполне разводимых проблем и задач. В архитектурном блоке решаются функциональные особенности помещения, его перепланировка, определяется, где и какие будут стоять мебель, оборудование, источники света. Здесь же подразумевается принятие технических решений по устройству конструкций проемов, лестниц, перегородок, потолков и полов, принимаются технические решения по устройству кондиционеров, саун, бассейнов, каминов, теплых полов и так далее и тому подобное, при этом вероятно сотрудничество с конструкторами, специалистами по отоплению, вентиляции, канализации и электроснабжению. Фигурально говоря, под конкретную функцию лепится насыщаемое инженерными решениями и светом пространство. После того, как это пространство в массах решено, средствами дизайна оно обретает конкретику: какова именно будет отделка стены, какая дверь будет вставлена в конкретный проем, каким будет светильник, диван ... рисунок на паркете... Таким образом, все составляющие проекта, задуманные на архитектурном этапе должны конкретизироваться и быть детально отработаны. Дизайнерский блок может существовать и без предварительной архитектурной работы там, где форма и функции помещения остаются прежними.   А что же такое в моем понимании декор? Декор - дополнительный (но от этого не менее важный) по отношению к архитектуре и дизайну блок задач по размещению в интерьере различных деталей и предметов, не имеющих прагматично-утилитарной функции. В специфически задуманном интерьере этого блока может и не быть. Но там, где он изначально планировался, возникают тонкие художественные смыслы эмоционально-психологического и ассоциативно-культурологического характера. В традиционных западных интерьерах декор имманентен исторической непрерывности культуры, неотделим от уклада жизни. Декором создается атмосфера, дух, состояние, ощущение, душевный комфорт. Традиционно профессиональные архитектор, дизайнер и декоратор имеют несколько разные средства и методы работы над интерьером, если даже им доводится решать одни и те же задачи, то делают они это каждый по-своему. И, как мне кажется, акценты на этих трех составляющих в российском и западном интерьере расставлены весьма по-разному.   Автор, либо руководитель авторского коллектива проектировщиков российских интерьеров в большинстве случаев по образованию архитектор, что весьма специфично. Ему нравится работать с пространством, ему это близко. А декор (в традиционном представлении) нашими архитекторами почти всегда воспринимался пренебрежительно и со знаком минус.

 

На этом месте мне стоит остановиться и перевести дух... Оркестр, тушь... Внимание, я достаю из шляпы одну из главных формул НРС. Это "декоративная архитектура" плюс "декоративный дизайн" минус традиционный декор. Начнем расшифровку... Наш архитектор (пребывая в искренней уверенности, что он не опошляет свое творчество каким-то там декором, потому что работает чисто архитектурными средствами) по сути своей именно архитектуру превращает в декор: стены "извиваются", потолки "волнуются", проемы "перекашиваются". Зачем? Может жить в таком помещении становится удобнее? Спорно. Не удобнее, видимо, а лучше - в смысле, "веселее", затейливее, словом, не так, как раньше (а дистанцироваться от нашего недавнего прошлого даже ценой потери здравого смысла, - по-моему, главное подсознательное или сознательное желание сегодняшнего заказчика и архитектора) Действительно, как же можно в новом русском интерьере обойтись без затей? В творческой эйфории вседозволенности (ведь у заказчика много денег, а строители обладают такой волшебной технологией как " дядя Вася с кувалдой", этакий Левша, мастер - "золотые руки", который хоть к чему хоть что притачает) затеями нашпиговывается все: перегородки, потолки, полы, проемы ... Слава богу, если эта пестрота объемов и форм не входит в противоречие с инженерными решениями, а наоборот, помогает их реализации, например, за опущенным гипсокартонным потолком скрывается система кондиционирования канального типа, балка или воздуховоды, то есть хоть чем-то все оправдано с рационально-практической точки зрения... Западная архитектура существенно прагматичнее. Зарубежному коллеге даже в голову не приходит просто так для интереса "повыкрутасничать". Он существует в гораздо более жестких условиях материальной и моральной ответственности перед заказчиком за принятые решения, он должен уложиться в смету и в существующий высокий стандарт профессионального качества. Поэтому, прежде чем он "рискнет" запроектировать какую-либо змеевидную стеночку, он просчитает увеличение расхода материала и квалифицированного труда на ее возведение, сопоставит его с теми функциональными и эстетическими преимуществами, которые такая форма дает, и только потом примет решение. Он предельно качественно и при этом возможно недорого решит инженерные проблемы, последовательно и скрупулезно продумает функциональную организацию помещений, попытается спроектировать самый оптимальный быт с точки зрения хранения вещей и обслуживания помещений, позаботится об энергосбережении и экологической чистоте, отработает в интерьере окна, батареи, подоконники так, что они станут составляющими общей гармонии, ему не выгодно сочинять себе сверх того какой-то еще материал для работы, ведь каждый дополнительный шаг увеличивает затраты. При этом, одним - двумя выверенными штрихами или доминантами он зафиксирует свою работу над интерьером, оставив поле деятельности дизайнеру.

"Наш" дизайнер (часто все тот же архитектор) продолжает раскрашивание начатой архитектуры-декорации, насыщая и насыщая ее новыми увеселительными подробностями: стеклоблоки, нишки, окошечки, подсветка такая, подсветка другая или в другой интерпретации: пилястра такая, пилястра другая, купол, арка, фонарь, витраж...(смотри "SALON"). При такой пестроте и обилии самодовлеющих деталей часто уже не до прямой функции дизайнера: качественно и грамотно подобрать покрытие стен, полов, потолков, мебель и светильники - руки не доходят. А ведь западный дизайнер именно это и сделает. Если есть проем, он будет пытаться оптимально оформить именно проем, а не пытаться нарисовать на стене рядом с ним квадратики или нечто иное... Таким образом, он выделит лишь необходимые для решения задачи и приложит все усилия к их решению минимумом средств с максимальным эффектом.

Его решения будут лежать в рамках отработанных технологий и эстетических систем, что определит некустарный уровень будущего интерьера. В итоге весь архитектурно-дизайнерский блок работ окажется вполне сдержанным и лаконичным, подходящим для появления на его фоне продуманного, глубоко художественного предметного мира-атмосферы, который без всякого стеснения привнесет декоратор. Западный декоратор работает тонкой материей связи предметов и образующихся от этой связи эффектов, значение имеют: фотография и рамочка к ней, картина, связка апельсиновых корок, корешок книги, колченогая табуретка, потертость на стене, старая ваза, столовое серебро, подушка на диване, плакат, занавеска и т.д., и это настолько для нас нетипично (ведь наш совковый бытовой предметный мир мы не привыкли уважать) что очень мало кто из наших дизайнеров способен даже просто оценить, а не только использовать такой подход. То, что делается у нас, выглядит плоско, сухо, прямолинейно, поверхностно и, либо стыдливо, либо развязно: мол, заказчик любит дворцовые или другие насыщенные (по логике стилевой принадлежности) декором интерьеры, так почему бы не сотворить то, что ему нравится... Также и в "наших" неомодернистских интерьерах декор (если для него остается место) является все тем же увеселительным продолжением архитектурно-дизайнерского декоративного творчества и в целом за атмосферу в интерьере не отвечает.
   Я часто с грустью рассматриваю в журналах интерьерные работы наших архитекторов-дизайнеров, наблюдая, как некоторые талантливые и умные люди пытаются формально скопировать то, что делается на Западе, но делают-то они это в наших условиях, исходя из нашей логики, мыслительной парадигмы и системы проектирования и строительства, что неизменно откладывает отпечаток на результаты работы, и зазор между желаемым и действительным лишь усугубляет грусть.
   При всей иронии и критической настроенности, я не могу не признать, что новый русский стиль в частном интерьере стал своеобразным феноменом в общемировой культуре, мы продемонстрировали всем образец парадоксального творческого мышления. Если считать нас в дизайне, так сказать, детьми (надеюсь, что взросление и профессиональная зрелость у нас еще впереди), то наше творчество как раз является образцом наивного свойственного детям распредмеченного креативного мышления, к которому некоторые безуспешно стремятся. 

Умом Россию не понять... 

  Напоследок хочу поведать вам одно наблюдение... Каждое лето по дороге на дачу я проезжаю через пару обычных ничем не примечательных российских деревень, и каждый раз удивляюсь такой достаточно типичной картинке: рядом с пыльной, а в дожди жутко грязной дорогой, за покосившимся забором из темно-серого старого дерева, посреди немощеного, а значит тоже пыльного и грязного палисадника, стоит покосившаяся жалкая избушка на фундаменте из прогнивших бревен, вокруг толкутся нелепые надворные постройки, от убожества щемит сердце... Но зато, какие резные наличники на окнах, какие выпилены на калитке петухи!!! 
   Наблюдение другое... Германия. Типичная деревня. Красный кирпичный дом, очень простой, но аккуратный, вокруг - мощеные дорожки, так чисто, что в дом заходят, не разуваясь, забор - из ровных металлических деталей на аккуратной кирпичной стеночке, стриженые симпатичные деревья стоят с двух сторон от незаметной калитки и ... и абсолютно никаких петухов!!! 
 "Выпиливание петухов" - главная черта и старого и нового русского стиля.


Ответить...

Ваше имя :
Ваш  mail :

Ваш ответ :


Напишите словом: сколько будет 1 минус 1 ?


Обсуждения...

21.08.2002,  :
Ну и где умные мыcли о дизайне?
21.08.2002,  :
Не к ночи будет сказано.
20.08.2002,  :
Ик-Ик-Ик. Не упоминайте всуе имя мое...
20.08.2002,  :
Ну и не читайте, а главное, не пишите!
20.08.2002,  :
И не только у Арбатского есть дела поважней, чем этот весь бред читать.
20.08.2002,  :
У Арбатского есть дела и поважней чтения всякого бреда на сайтах. К тому же им,чиновникам Интернет, поди, в подотчет выдают. Копеечка-то государственная, надо беречь. Зато на проекты гениальные денюжки не жалко (ни государственной, ни приватной). Хе
20.08.2002,  :
Я не Аноним! /Арбатский
20.08.2002,  :
Я не Арбатский! /Аноним
20.08.2002,  :
А под псевдонимом "Аноним" не Арбатский ли скрывается?
20.08.2002,  :
Ребята, поменьше спеси и побольше конструктива!
20.08.2002,  :
Прошу пардон. Ухожу, ухожу... Кривощеков.
20.08.2002,  :
Слушайте, а причем здесь Арбатский? Мы вроде бы на этой странице о дизайне говорим, о НРС... А НРС и "петухи" от нас зависят, и главархитектура уж тут совсем не при... Идите про КомАиГ на "шедевры" и "почему?" выражаться! Нечего на Арбатского пенять, коли рожа крива! /Аноним
20.08.2002,  :
Оне изволят петушков выпиливать.
19.08.2002,  :
Всех все равно не переешь.
19.08.2002,  :
Валера слушает да ест...
cтраницы обсуждения
<< 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 >>


(с) 2002-2024 СибДИЗАЙН.ру

www.SibDESIGN.ru архитектура дизайн интерьеров проектирование дизайн интерьер в новосибирске