Параллельные миры. Пожалуй, именно так стоит охарактеризовать выставку Михаила Шемякина, открывшуюся 21 декабря в Новосибирском художественном музее.

Путешествуя по залам, где выставлены работы мастера, попадаешь в три разных мира. Первый – самый яркий – это театральные работы Михаила Михайловича. Это эскизы костюмов к спектаклям и персонажи, выполненные из дерева. Тут великое множество разных крыс. Видимо, такова была воля судьбы, чтобы все эти герои, которых язык не поворачивается назвать грызунами, оказались в Новосибирске в преддверии года Крысы. Они не просто волшебные - они живые. Полу-люди, полузвери, одетые в яркие – или, наоборот, серо-чёрные, но это бывает реже – костюмы, платья, плащи… Тут и Наполеон – конечно, крысиный - в характерной позе и с узнаваемым выражением «лица», и принцесса, и горожане… Если бы все они сошли с картин, получился бы небольшой крысиный городок. Впрочем, он ведь уже получился – в спектаклях, для которых придуманы эти костюмы. Попадаются среди эскизов и люди, и птицы. Но больше всего всё-таки крыс. Причина проста – представленные на выставке рисунки были созданы для спектаклей «Щелкунчик» и «Принцесса Пирлипат, или обманутое благородство».

Мир второй – рисунки в стиле дзен. Чёрно-белые, некоторые – цветные, но цветных меньшинство. Немного размытые фигуры напоминают о китайских и японских картинах, выполненных тушью. Но это не подражание Востоку. Схвачена основная концепция – несколькими штрихами передать мысль. И только. Сюжеты – не восточные, да и исполнение их более, скажем так, фундаментально и основательно. Нет в традиционных рисунках тушью размытых мазков. Они более чётки и одновременно более легки, прозрачны. У Шемякина чёткие линии сочетаются с размытыми, будто бы дождливыми (видимо, серый цвет тому причиной) платьями женщин, плащами мужчин, небом, землёй… Но работы эти не кажутся проникнутыми грустью. А ведь так вполне могло бы быть. Нет здесь грусти. Есть размышления, долгие, тяжёлые, ещё не законченные. О чём думал художник? На этот вопрос каждый зритель ответит по-своему.

И, наконец, третий мир – самый далёкий от земного, привычного нам. Это серии картин «Бутыли» и «Коконы». На открытии выставки мастер признался, что не знает, что заключено в них, но отметил, что в прежние времена в бутылках непременно критики непременно нашли бы джиннов, противоречащих системе. Смотря на коконы и бутыли, так и не можешь понять до конца, что же в них спрятано. Картины эти созданы в уникальной технике смешения разных видов красок, и результат получился поистине невероятным. Бутыли оказываются не нарисованными, а по-настоящему каменными. Что за горы дали художнику эти породы – неизвестно. Но что это были горы – факт. Так и хочется потрогать висящие на стенах сосуды, чтобы ощутить холодок камня. Или прикоснуться к лёгкой, но твёрдой паутине кокона. Но – мы в музее и только глядим через окна рам на миры Михаила Шемякина, параллельные нашему.
Марина Лисичкина
Фотографии предоставлены НГХМ
Культурная эволюция Сибири


(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру

www.SibDESIGN.ru архитектура дизайн интерьеров проектирование дизайн интерьер в новосибирске