Из детской в кабинет. Антикварный салон собирается взрослеть.

XХI Российский антикварный салон, открытый в Центральном доме художника, по ассортименту скромен и привычен. Он запомнится не топовыми произведениями, которых совсем немного, а своим оформлением, которым стремится походить на старые европейские антикварные ярмарки.


Если прежние антикварные салоны напоминали огромную детскую, где под ровным светом люминесцентных ламп взгляд с трудом выхватывал из хаоса любопытную вещь, то теперь тип презентации изменился. Он даже приобрел стиль, который можно назвать кабинетным. Часть боксов затянута тканями нераздражающих расцветок, некоторые обзавелись своими подвесными потолками. В полумраке точечная подсветка выявляет эстетическо-коммерческую привлекательность произведений. Почти как у взрослых, как на парижской Biennale des Antiquaires, — интимно и деловито.

Впрочем, не все из 207 галерей-экспонентов готовы примерить на себя респектабельные dress, а лишь те немногие, что в VIP-зоне второго этажа. У прочих — все еще инфантильные беспорядочные развески.

Что же касается ассортимента, то, как всегда, имеются немногие “малые голландцы” в галерее “Старые мастера”, русские живописцы из “парижской школы” — у “Наших художников”, в “Улье” и в “Элизиуме”. Правда, “Арбат Престиж музей”, вышедший из сети парфюмерных магазинов, с роскошью представил подборку работ Роберта Фалька, Марка Шагала, Казимира Малевича и Павла Филонова (во многом графику). Однако, даже не вдаваясь в вопросы их провенанса, можно сказать, что погоды это не сделает, поскольку всем известно, что истинное лицо “Арбат Престижа” — это тысячи холстов соцреалистов, коими забиты витрины торговых точек фирмы.

Что действительно скажется на атмосфере антикварного рынка, это выпуск галереей “Элизиум” 800-страничного полного каталога-резонэ живописи Роберта Фалька, презентация которого состоялась на салоне. С его помощью под колпаком у специалистов и дилеров оказались даже те произведения художника, которые пока числятся “в бегах”, т. е. местонахождение которых пока неизвестно, но точное описание есть.

Организаторы салона ставят себе в заслугу то, что больше стало тематических или монографических экспозиций. Вопрос в том, на сколько — на два или на три стенда? Так или иначе, уютную и камерную подборку небольших Кустодиевых (тоже в основном графика) показала галерея “Альбион”. Галерея же Леонида Шишкина в который раз пытается перевести Дмитрия Налбандяна из разряда сервильных соцреалистов в ранг эстетически полноценных мастеров. Вообще-то галерист мог бы подождать и декабрьскую специальную ярмарку “Полвека советского искусства”, но, видно, собственный портрет кисти Налбандяна жег запасники.

Все же симптомы взросления салона становятся заметнее. Лондонско-московская галерея Ravenscourt во второй раз вышла с просветительской для нашей публики экспозицией, выставив подборку картин Андре Дерена, Отона Фриеза и Луи Вальта. Этот стринг подъемен для тех, кто состоятелен не только финансово, но и культурно, иначе говоря, для тех, кто ходит в Пушкинский музей и в Эрмитаж. Если таковых будет больше, то и салон станет взрослее.

Салон работает до 29 октября

Ведомости


(с) 2002-2021 СибДИЗАЙН.ру

www.SibDESIGN.ru архитектура дизайн интерьеров проектирование дизайн интерьер в новосибирске